Несколько сцен «Место встречи изменить нельзя» снял Владимир Высоцкий. Рассказываю, какие и чем они отличаются

Владимир Семенович был человеком многогранным. Назовите еще хотя бы одного в истории СССР (да и России), песни которого слушала вся страна, а при этом играл в кино — не в самых последних фильмах, и в театре. Уникальный человек. Будучи киноактером, к сорока годам Высоцкий морально созрел для того, чтобы режиссировать.

Хотелось как-то поделиться жизненным опытом, отобразить на экране свое Видение. Вспомните Сергея Бодрова. Играл-играл себе в кино, а к 30-ти решил сам попробовать себя в режиссерском деле, снял отличный фильм «Сестры» и мог стать новым Алексеем Балабановым. Увы, жизнь Бодрова трагически оборвалась, так же, как и Высоцкого. Мы лишились двух, возможно, прекрасных кинематографистов.

Именно Высоцкий стал одним из инициаторов съемки «Место встречи изменить нельзя». Очень уж понравилась Владимиру Семеновичу книга Вайнеров. Высоцкий активно участвовал в подборе актеров: «забраковал» напарника Николая Губенко (в роли Шарапова), зато активно продвигал вместе него Ивана Бортника (Промокашка).

И вышло так, что когда Станислав Говорухин уезжал куда-то, то на съемочной площадке оставлял вместо себя Высоцкого. Владимир Семенович воспринял новый вызов с огромным энтузиазмом. Каким он был режиссером?

Прежде всего, Высоцкий снимал быстро. Отчасти это было связано с тем, что он «горел работой» и хотел как можно ярче и быстрее себя проявить. Отчасти с тем, что Высоцкому отчаянно не хватало времени. Он хоть и строил планы, но все-таки предчувствовал скорую смерть.

И тем не менее, никогда не позволил себе появиться на съемочной площадке в нетрезвом состоянии. Далее, Высоцкий был человеком требовательным. Он заранее знал, как будет выглядеть тот или иной эпизод. С другой стороны, всегда охотно контактировал с актерами, выслушивал их мнение, шел на компромиссы, помогал. Например, разрешил Юноне Каревой (Желтовская) накинуть на плечи платок во время опознания Фокса.

По отдельным эпизодам мнения расходятся, но все-таки можно с уверенностью говорить о трех.

Во-первых, убийство Васи Векшина.

Во-вторых, сцену допроса Шараповым Груздева.

В-третьих, сцену опознания Фокса.

Чем отличаются эти эпизоды? Прежде всего, Говорухин отмечал, что они немножко длинноваты. Высоцкий много играл в театре, и сцены получились слегка театральными. Это совсем не умаляет их достоинство, просто другой жанр.

Во-вторых, Владимир Семенович был режиссером начинающим. С павильонными сценами он успешно справился, а вот с натурой оказалось сложнее. В данном случае, мы совсем не «ищем киноляпы», просто отмечаем как факт.

В комментариях под моими предыдущими статьями некоторые читатели высказывались в том духе, что имели место, в том числе, операторские просчеты: более опытным операторам следовало подсказать Владимиру Семеновичу, как лучше снять, а они этого не сделали.

Ну, про Волги и толпу, наблюдающую, «как снимают кино», не писал только ленивый.

С другой стороны Чистопрудного бульвара тоже проносятся авто 70-х годов. Безусловно, нужно было перекрывать движение и по той стороне тоже.

Теперь посмотрите на кровавый подтек на лице Васи Векшина.

Где он? Жеглов вытер?

Впрочем, когда смотришь фильм целиком, всего этого не замечаешь и сцены, поставленные Высоцким, совсем не уступают остальным. Позже Владимир Семенович был утвежден главным режиссером «Зеленого фургона». Там бы и отточил мастерство. Но к сожалению, не успел…

Оцените статью
Несколько сцен «Место встречи изменить нельзя» снял Владимир Высоцкий. Рассказываю, какие и чем они отличаются
Насмерть разбились в автокатастрофе в Италии модель Анна Краевская и музыкант Хюсни Кестай