Противоречивый советский фильм, где сыграла актриса, отбывшая срок в лагере

Задумывая новый фильм в конце семидесятых, режиссёр Николай Губенко держал в уме произведения Антона Павловича Чехова. И создавая сценарий, он во многом использовал чеховские приёмы:

неспешные отношения уже зрелых мужчины и женщины, время, которое очень медленно двигается, атмосфера, в которой мало суеты и почти ничего не происходит. Но при этом много раздумий, размышлений и, конечно, чувств.

Губенко задумал историю о зарождающихся отношениях и решил, что герои встретятся в обычном советском санатории. Ради этого он даже сам отправился в такой санаторий и наблюдал там за отдыхающими. После «рабочего отпуска» и появился сценарий «Из жизни отдыхающих».

Главную женскую роль Николай Губенко отдал жене, актрисе Жанне Болотовой. Собственно, под неё образ Надежды и создавался: Губенко ценил супругу не только как красивую эффектную женщину но и как одарённую актрису. Жанна часто снималась в фильмах мужа, и на площадке они отлично понимали друг друга.

А вот с главной мужской ролью возникла загвоздка: режиссёру требовался актёр статный, яркий, мощный. Нескольким претендентам Губенко отказал, и в конце концов остановил выбор на литовце Регимантасе Адомайтисе. Правда, тому чуть мешал акцент, так что уже на финальной стадии Губенко принял решение переозвучить его и сделал это сам.

В первоначальном варианте большую часть экранного времени занимал роман Надежды и Алексея, а остальные герои появлялись лишь фоново. Но по ходу съёмок картину пришлось менять. Дело в том, что

редакторы и чиновники «Мосфильма» почему-то ополчились на персонажа Адомайтиса:

Губенко задумал его как амбициозного врача, который хочет сделать карьеру и добиться многого, но ему не дают. Такой герой киноначальство раздражал, режиссёру посоветовали образ ограничить и сократить. В результате и сама романтическая линия сократилась, а рождавшийся фильм уже не тянул на полноценный. Тогда-то режиссёр обратил внимание на второстепенных героев и сделал их более активными. За счёт этого лента стала не просто более объёмной, но и более насыщенной. И тут, разумеется, нельзя не отметить, что случилось это и потому, что на вторых ролях были настоящие мастера советского кино: Лидия Федосеева-Шукшина, Ролан Быков, Георгий Бурков, Анатолий Солоницын. Благодаря им и их находкам изначально мелодраматическая сентиментальная история приобрела комедийный оттенок.

Отдельно стоит сказать о несколкьих актёрах, которые выступили в несвойственных для себя образах. Роль кокетки в возрасте и привереду сыграла Мария Виноградова, которая чуть ли не в первый раз за десятки лет оказалась не в эпизоде, а почти на первом плане.

Во время написания сценария Губенко предполагал, что Марго станет Галина Волчек, и её даже утвердили, но потом с исполнительницей пришлось расстаться:

Галина Волчек была невероятно занята в «Современнике» и не могла выделить месяц на съёмки. И тут помогла Лидия Федосеева-Шукшина, которая и порекомендовала Марию Виноградову. А роль фотографа отдали Резо Эсадзе, режиссёру, долгое время работавшему на «Ленфильме». В начале семидесятых после неудачного романа с актрисой Александрой Завьяловой Резо уехал в Грузию, где продолжил снимать фильмы. А иногда приезжал и в столицу, куда его приглашали на небольшие роли колоритных кавказцев.

Особая история связана с пожилой героиней Ольгой Николаевной, которую персонажа Ролана Быкова назвал целой эпохой. Актрису Тамару Якобсон Николай Губенко пригласил после рекомендации Иннокентия Смоктуновского.

Тамара начинала карьеру ещё в довоенном Ленинграде как театральная артистка. В 1942 году труппа из блокадного Ленинграда перебралась в Пятигорск, но там попала в оккупацию. Однако артисты не растерялись и продолжили работать и даже сумели перебраться в Европу. Но это оказалось роковым шагом: после Победы актёров возвратили в СССР и отправили в лагеря на десять лет за пособничество фашистам. Артистические карьеры на этом у всех прервались. Тамара почти не снималась в кино, и Николай Губенко, пригласив её, придал картине некоторую документальность:

актриса действительно стала символом эпохи, человеком двадцатого века, живой хроникой десятилетий.

Натуру для съёмок нашли под Ялтой. Это был старый санаторий, в котором царила лёгкая атмосфера запустения, эдакое «дворянское гнездо», которое уже некому поддерживать. А ностальгический чеховский дух поддерживали нескончаемые туманы, которые постоянно заполоняли кадр. Это не было случайностью: оператор Александр Княжинский намерено использовал такой приём, чтобы лента стала похожа на невесомый лиричный сон. Отчасти туманы были реверансом и в сторону итальянского кино новой волны, поклонником которого был Николай Губенко. Кстати,

из-за туманной мутности рассказ из жизни отдыхающих смотрится почти монохромно, хотя лента снята в цвете.

В 1980 году картина «Из жизни отдыхающих» вышла в прокат и сразу же стала предметом споров. Актёрскую игру все оценили, но вот сама идея фильма оказалась близка только части зрителей.

Картина получилась слишком сентиментальной и человечной для комедии, но при этом и мелодрамой в полном смысле слова она не была.

К тому же заставляла зрителей задуматься о скоротечности жизни, а многих наталкивала на мысль о никчемности будней. В прокате фильм большую кассу не собрал и сегодня среди больших хитов не числится. Однако в отличие от многих других картин, которые когда-то встретили более громко и пышно, «Из жизни отдыхающих» на забылся и по-прежнему смотрится. И, что ещё удивительнее, смотрится актуальным.

Источник

Оцените статью
Противоречивый советский фильм, где сыграла актриса, отбывшая срок в лагере
Джейн: игрушка в руках герцога