В Москве скончался один из столпов советского кинематографа Олег Стриженов. Ему было 95 лет. Ещё накануне все его окружение утверждало, что с легендой сцены все хорошо, а выписывать его хотели 10 числа. Но 9 февраля сердце звезды перестало биться. 78.ru перелистывает биографию Олега Стриженова и пытается понять, что же стало причиной его смерти.
Причина смерти Олега Стриженова
Тревожные новости о состоянии Олега Стриженова поступили 7 февраля. Источник из больницы сообщал, что у актёра популярного фильма «Звезда пленительного счастья» Олега Стриженова случился инфаркт мозга — то есть ишемический инсульт (это состояние, при котором происходит острое нарушение мозгового кровообращения).
Как выяснилось позже, Стриженов почувствовал себя плохо ещё месяц назад, но медики смогли стабилизировать легенду отечественного кинематографа и оставили его под присмотром врачей.
Журналисты связались с его сыном — актёром, кинорежиссёром и сценаристом Александром Стриженым, который подчеркнул: с папой все хорошо.
— Человек не бывает здоров в 95 с половиной лет, он жив и проходит плановые разные обследования, — подтвердил актёр.
После этого СМИ связались с его супругой, которая в разговоре с ТАСС опровергла новости о страшных диагнозах, написанных журналистами.
— Чувствует себя нормально, ничего серьёзного нет. Ходили провериться, это было планово. Никаких страшных диагнозов нет, — заявила жена.
— Все хорошо, по-моему, в понедельник выписывают, — подтвердила помощница.
Специалисты пока не назвали точную причину смерти Олега Стриженова, но предварительно — это всё-таки из-за инсульта. Родные ещё не прокомментировали кончину великого актёра, сейчас они начнут заниматься всем необходимым для похорон.
Биография Олега Стриженова
Олег Александрович Стриженов появился на свет 10 августа 1929 года в Благовещенске. Он был младшим сыном военного Александра Николаевича и Ксении Алексеевны Стриженовых, которая окончила Мариинскую гимназию и Смольный институт благородных девиц. Когда мальчику исполнилось шесть лет семья перебралась в Москву. Однако вскоре их мирную жизнь разрушила война.
Старший брат Борис, родившийся в первом браке матери, ушёл на фронт вместе с отцом, лётчиком Александром Николаевичем — он погиб в 1942 году. Средний брат Глеб, охваченный желанием отомстить за него, приписал себе на военном пункте два года и отправился воевать. В результате он получил контузию и был комиссован. Отец пережил два ранения, но вернулся домой.
— Когда это случилось, я был в подмосковном пионерском лагере. Вернулись в июле, ровно к первой бомбёжке. Потом бомбили каждый день. Уши раздирало от свиста летящих бомб и грохота взрывов. Помню толпы людей с тюками, с детьми.
Помню бесконечные поиски еды и стояние в очередях с продуктовыми карточками. А потом вдруг стало жутко холодно, и вся жизнь сосредоточилась вокруг одной буржуйки, — сказал актёр.
В военные годы Олег Александрович трудился в тылу, был направлен на стройку вокзала и железной дороги. Когда наступил мир, он стал заниматься искусством, так как с детства тяготел к театру, кино и книгам. Параллельно с этим он работал механиком в цехе по обработке киноплёнки, а затем успешно сдал экзамены и поступил в художественно-техническое училище, выбрав профессию бутафора.
Тут в его жизнь вмешался случай. Брат Глеб решил стать актёром и уговорил младшего брата составить ему компанию на экзаменах. В результате Олег стал студентом Щукинского училища. Позже он признавался, что выбрал этот путь из-за тщеславия и желания нравиться окружающим.
— Я пошёл в артисты, потому что хотел нравиться, хотел быть популярным. Из-за тщеславия? Конечно. Такая уж это работа. Уверен: каждый, даже самый дрянной артист, всю жизнь стоящий в массовке, мечтает о том же самом… — рассуждал артист.
Карьера Олега Стриженова
Имя Олега Стриженова сначала долго ассоциировалось с театром. После окончания учёбы он отправился по распределению в Таллинский драматический театр, но отыграл там всего лишь сезон. Многие были в восторге от спектакля «Без вины виноваты» по пьёте Островского, где он сыграл Незнамова.
Вскоре молодого актёра пригласили в Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина (ныне Александринский театр). Но и здесь он пробыл недолго — спустя год решил перебраться в Москву. В столице Стриженов сначала выступал на сцене Театра-студии киноактёра, затем вошёл в труппу МХАТа, где ему давали роли в спектаклях по произведениям Максима Горького и Антона Чехова.
В 1977 году Олег Александрович принял решение вернуться в Театр-студию киноактёра, но уже остался там до конца карьеры. Большая часть его жизни была посвящена чтецким программам и театральным инсценировкам.
Что касается кино, то тут у Стриженова тоже все получилось прекрасно. Кинодебют его состоялся в спортивной комедии «Спортивная честь», где ему досталась эпизодическая роль болельщика в ресторане.
Постепенно с маленьких ролей он получал все более яркие эпизоды, пока в 1955-м не вышла драма «Овод», основанная на романе Этель Войнич. Именно эта картина сделала молодого актёра кумиром зрителей. Интересно, что изначально режиссёр отказался рассматривать кандидатуру Стриженова, посмотрев лишь его фотографию.
Но, не найдя подходящего исполнителя роли Артура, он все же пригласил Олега на пробы — и это решение оказалось судьбоносным.
Следующим значимым шагом в карьере стало участие в фильме «Мексиканец». Чтобы правдоподобно сыграть боксёра Фелипе Риверу, актёр тренировался с профессионалами. Было и такое, что он получал серьёзные травмы, но настолько достоверно воплотил образ, что даже профессиональные спортсмены не смогли отличить некоторые сцены от настоящих.
— Не раз на тренировках Олег летел на пол от удара партнёра, но зато впоследствии, после выхода на экран фильма, знатоки утверждали, что они увидели настоящий бокс, — вспоминали на съёмочной площадке.
Ещё одной знаковой работой стала драма «Сорок первый», в которой Стриженов сыграл белогвардейца Говоруху-Отрока. Его актёрский дуэт с Изольдой Извицкой получил признание критиков, а сама картина была удостоена награды на Каннском кинофестивале.
Он также играл главные роли в экранизациях «Капитанская дочка» и «Пиковая дама», где его герои сочетали в себе благородство, романтизм и мужской стержень.
Новый виток популярности пришёлся на конец 60-х годов, когда на экраны вышла мелодрама «Неподсуден», снятая по рассказу Льва Ющенко «Командир». Ради участия Стриженова в этом проекте режиссёры пошли наперекор распоряжению Госкино, запретившему его съёмки из-за прежних конфликтов на площадке. Однако, несмотря на риск, их выбор оказался оправдан — фильм посмотрело более 30 миллионов человек.
В ходе съёмок у Владимира Краснопольского и Валерия Ускова Стриженов устроил скандал из-за того, что ему подали рубашку, отличавшуюся от той, в которой он уже снимался в предыдущем кадре. Многие отмечали тяжёлый характер актёра, но такая требовательность к чёткости была оправдана. Например, после выхода картины Стриженова признали лучшим актёром года по версии журнала «Советский экран».
— Стриженову удалось не только внешне воспроизвести облик Артура-Овода, но и, что самое важное, зажить мыслями и чувствами своего героя, усвоить его манеру думать, чувствовать, действовать, — писали журналисты.
После этого он снялся в исторической драме «Звезда пленительного счастья» и экранизации пьесы Островского «Последняя жертва». Когда ему предложили роль в фильме «Приступить к ликвидации», он изначально собирался отказаться — не видел себя в образе сотрудника милиции.
Однако супруга убедила его принять участие в проекте, и решение оказалось судьбоносным. Стриженов стал первым актёром, удостоенным премии МВД СССР за вклад в создание реалистичного образа представителя правоохранительных органов.
— Иногда мне приходилось Олегу Александровичу объяснять, почему имеет смысл сниматься в той или иной картине. К примеру, он категорически отказывался играть милиционера в картине «Приступить к ликвидации». Удивлялся: «Какой же из меня мент?!» Я ему предложила: «А ты покажи, каким должен быть милиционер».
И он действительно своей ролью в этом фильме создал своеобразный эталон человека в погонах. В год выхода «Приступить к ликвидации» была учреждена премия МВД. И Олег Стриженов стал первым, кто её получил, — вспоминала жена артиста Лионелла Стриженова.
Была у него и ссора с Сергеем Бондарчуком, о которой в то время писали все советские газеты и журналы.
— Узнав, что Сергей Бондарчук проводит пробы актёров на роль князя, я посчитал себя униженным. Почему он не позвал меня первым? У нас же с ним были отличные приятельские отношения. И я разозлился всерьёз, — сокрушался актёр.
В итоге, когда его уже позвали на пробы, Стриженов приехал, но сказал режиссёру, что никогда не будет сниматься в его работах. Скандал дошёл аж до Екатерины Фурцевой, но актёр остался непреклонен. Впрочем, он мог диктовать свои условия, так как был одним из самых популярных актёров того времени.
— После третьего фильма в моей трудовой книжке появилась запись: приказом министра назначается ставка 500 рублей за съёмочный день. Выше не было. Такие имели только народные артисты СССР: Тарасова, Симонов, Ливанов, Черкасов.
Да ещё я с сольными выступлениями ездил, причём с самой высшей ставкой, с надбавками от Росконцерта. Всем со мной было весело и сытно», — рассказывал Стриженов.
Увы, в 90-х актёр почти исчез из кино — как он сам признавался, кино перестало быть для него искусством и превратилось в то, чего он всегда старался избегать.
Ролей было все меньше, и он сосредоточился исключительно на театральной деятельности, сделав лишь несколько исключений. Фильмы «Вместо меня» и «Пять звёзд» стали теми немногочисленными проектами, в которых он согласился участвовать.
Личная жизнь Олега Стриженова
Первый брак актёра случился достаточно рано — избранницей стала актриса Марианна Стриженова (или Грызунова-Бебутова). В этих отношениях родилась дочь Наталья. Однако семейная жизнь не сложилась — супруга первой подала на развод. По слухам, причиной стали измены актёра, которому приписывали романтические связи с коллегами, в том числе с Людмилой Марченко.
Позже артист признавался, что так и не смог наладить отношения с дочерью — мать настроила её против него. Личная жизнь Натальи тоже не сложилась: её брак с Николаем Холошиным завершился разводом. Судьба девушки оказалась трагичной — в 46 лет она ушла из жизни.
Тогда многие обвиняли самого Олега Александровича. Писали даже, что якобы у женщины была зависимость от психотропных препаратов. За мужа вступилась супруга.
— Наташа была очень сложным человеком. Все эти слухи о зависимости от психотропных препаратов — ложь. Одно время она была полной, а потом начала худеть. Не ела, изводила себя, это сказалось на здоровье, с сердцем возникли проблемы, — объяснила женщина в эфире программы «Судьба человека».
В этом браке у неё родилась дочь Александра — которая являлась внучкой Олега, но она не смогла найти контакт с дедом. Женщина стала многодетной матерью, а одного из сыновей крестила её подруга Диана Шурыгина. С самим Стриженовым его правнуки никогда не встречались.
— У них была хорошая квартира в Москве. Потом мы от соседей узнали, что в этой квартире происходит что-то странное. Однажды внучка позвонила Олегу Александровичу, стала что-то говорить, и он задал вполне логичный вопрос про квартиру. Она назвала его старой сволочью, и с тех пор муж с ней не общается. Он такого не прощает, — подчеркнула Лионелла Ивановна.
Второй женой актёра стала Любовь Лифенцова-Земляникина. Их союз длился шесть лет, за это время у пары родился сын Александр. После расставания супруги поддерживали контакт, а Олег Александрович общался с маленьким сыном, который в итоге выбрал путь в киноиндустрии и женился на актрисе Екатерине Стриженовой.
В их семье родились две дочери — Анастасия и Александра. Старшая подарила актёру правнука Петра.
В июле 2024 года Любовь Лифенцова-Земляникина скончалась. Последние годы жизни она провела в монастыре.
Как сам говорил знаменитый актёр, главной любовью всей его жизни стала Лионелла Пырьева (в девичестве Скирда). Они пытались строить отношения ещё в молодости, но тогда союзу помешал брак актёра, он не решился оставлять семью. Спустя годы, когда Лионелла овдовела, а сам Стриженов завершил второй брак, они вновь встретились и решили больше не расставаться.
— Он попытался сделать мне предложение почти сразу, но я сказала, что не нужно ворошить прошлое. Тогда Олег отвёл меня в сторону, очень серьёзно взглянул и спросил ещё раз. Я ответила согласием. С этих пор мы не расстаёмся, — рассказывала актриса
Несмотря на отсутствие общих детей пара построила крепкие и гармоничные отношения, которые пронесла сквозь года.
— Лина — это мой выбор. Самый правильный и лучший в жизни. Просто Судьба очень долго вела нас друг к другу, — говорил он о супруге.
Последние годы жизни Олега Стриженова
В 2023 году стало известно, что внучка Олега Стриженова вновь стала мамой. Свою шестую дочь она назвала в честь бабушки Марианны. Однако роды прошли с осложнениями — Александра Холошина некоторое время находилась в реанимации и всерьёз опасалась, что больше не увидит своих детей.
Знаменитый дедушка не поздравил её с этим событием — после давнего конфликта они так и не восстановили отношения. Не проявил интереса к рождению ребёнка и его биологический отец, с которым Холошина рассталась ещё в начале беременности. Как и старших детей, девочку она воспитывает одна. В августе 2024 года Олег Александрович отпраздновал свой 95-й день рождения.
— У Олега Александровича для семьи замечательный, золотой характер. Не вредничает, не капризничает, никогда ничего не проверяет, ни к чему не придирается, скандалов не устраивает. При этом порядочный, честный, да ещё и неисправимый романтик. У него все должно быть обставлено изысканно, красиво.
Для него преподнести жене сто одну розу или даже тысячу одну — в порядке вещей… Или, получив гонорар за какой-то фильм, отдать его весь мне и грозно потребовать: «Чтобы на эти деньги была куплена норковая шуба! Сегодня же!», — рассказывала актриса о муже.
Соболезнования родных и близких
Смерть Олега Стриженова стала настоящим ударом для поклонников его творчества. Вот что пишет известный кинокритик Арина Бородина.
— Умер Олег Стриженов, ему было 95 лет, Народный артист СССР. Стриженов был невероятно красив. Спроси, какая роль Стриженова первая в памяти — сразу скажу «Сорок первый» Чухрая и «Овод», первая версия, режиссёра Александра Файнциммера с музыкой Дмитрия Шостаковича. Оба фильма вышли на советские экраны почти 70 (!) лет назад!
Несколько поколений помнят их и сейчас. Стриженова невозможно было не запомнить, настолько редкой мужской красоты, породы и благородства были его герои, это чувствовалось и в их внешнем облике, и в силе характеров.
Очень долгая, большая, яркая жизнь и впечатляющая актёрская судьба. Мои соболезнования сыну, Александру Стриженову, всем близким, семье, друзьям, коллегам, всем кто знал и любил, — пишет киноэксперт.
А вот что написал Стас Садальский в социальных сетях:
— Ушёл величайший артист мира Олег Стриженов. Амплуа герой-неврастеник Стриженова, редчайшее не только в России, но и в мире. С восхищением, только издали и на расстоянии всегда следил за Олегом Александровичем. Счастлив был, что с ним была любимая ученица моего учителя Конского, Лионелла Пырьева-Скирда.
Лионелла рассказывала, как после смерти Ивана Александровича Пырьева они оказались с Олегом на площадке фильма «Последняя жертва». Сегодня Лионелла осиротела! Прощай Великий артист, Лионелла скорблю и прими… — пишет актёр.