В начале января 1932 года в обычной семье в Алтайском Рубцовске родилась девочка, которой суждено было стать верной спутницей жизни первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева.
Раиса Титоренко, принявшая фамилию супруга задолго до того, как ее Миша стал одним из знаковых лидеров на планете Земля, несомненно, вошла в мировую историю.
Судьба элегантной сибирячки поначалу казалась похожей на судьбы советских жен прочих первых лиц (обычно это был ранний брак по любви – как у Сталина, Хрущева, Брежнева и того же Горбачева, а иногда по расчету – как у Андропова и Черненко). Но впоследствии серьезно отличалась от них.
«Комсомолка» приводит ряд малоизвестных фактов из жизни женщины, которая более 46 лет сопровождала и поддерживала сначала студента-юриста, потом партийного босса, а в итоге первое лицо Союза Советских Социалистических республик.
СТУДЕНЧЕСКАЯ СВАДЬБА
До того, как у сибирячки Раисы Титоренко и выходца из Ставрополья Михаила Горбачева возникли серьезные отношения, у студентки философского факультета случился романтический период с однокурсником Анатолием Зарецким.
Но его высокопоставленные родители (Зарецкий-старший имел большой пост в системе советских железных дорог на Балтийском направлении), Раису как потенциального члена семьи не приняли. И золотая медалистка из семьи железнодорожного инженера из далекого Рубцовска приняла ухаживания бойкого ставропольского студента Миши.
Тот поглощал знания в МГУ на юридическом факультете. И познакомился с симпатичной Раей, как тогда водилось, на танцах.
Свадьба – без присутствия родителей молодых – отшумела в сентябре 1953-го в диетической студенческой столовой МГУ напротив университетского же общежития на Яузе. И была отнюдь не безалкогольной. Деньги на свадьбу Михаил Сергеевич, по легенде, заработал на летней страде на Ставрополье. А настоящие свадебные кольца Горбачевы получили от дочери Ирины 40 лет спустя.
НЕПРИЯТИЕ СВЕКРОВИ
Отношения с родителями мужа у Раисы, как гласят семейные предания, складывались весьма непросто. Возможно, сказалось то, что в первый год совместной жизни молодые, по рекомендации врачей, вынужденно отказались от рождения первого своего ребенка. Это мог быть мальчик. Которого Горбачев хотел назвать в честь своего отца, Сергеем.
По окончании МГУ Горбачевы отправились по распределению в Ставропольскую прокуратуру. Причем Раиса Максимовна тогда вынуждена была оставить аспирантуру в Москве. Свекр, Сергей Андреевич, на Ставрополье приняли невестку благожелательно.
А вот мама будущего генсека, Мария Пантелеевна, оказалась довольно холодна. Она считала Раису заносчивой и не подходящей ее сыну. И холодность эта сказывалась на протяжении всей совместной жизни Горбачевых (невестка пережила свекровь всего на 4 года). И появление в 1957-м дочери Ирины отношения внутри семьи не сильно изменили.
ОТНОШЕНИЯ С ПЕРВЫМИ ЛЕДИ
Раиса Горбачева стала первой супругой главы СССР, которая на встречах лидеров, где предусматривалось присутствие леди №1, оказалась не серой тенью своего властного мужа, но яркой, и потому многих раздражающих фигурой.
Она, по словам Михаила Сергеевича, свободно владела английским. И потому без проблем общалась как с британским премьером Маргарет Тэтчер, так и с супругой президента США Джорджа Буша-старшего, Барбарой. Однако Нэнси Рейган почему-то сочла Раису «сухой, педантичной и равнодушной», но при том «говорившей без умолку».
СЛИШКОМ МОДНАЯ?
Журналисты западных СМИ отмечали не только раскованность первой советской леди, но и ее непривычные западному, (а тем более советскому) глазу элегантные, стильные костюмы, которые выглядели как наряды от кутюр.
Сама Горбачева утверждала, что ее одеяния – не от Ив Сен-Лорана (с которым она была хорошо знакома) и даже не от Зайцева (с которым близко приятельствовала), а от женского мастера Тамарой Макеевой из ателье на Кузнецком мосту. А также художницы Лены Стерликовой. Горбачева привозила на Кузнецкий изысканные ткани.
Художники предлагали элегантные эскизы. Раиса Максимовна придирчиво их отбирала. Макеева признавала впоследствии: Горбачева делала заказ на «внутренние» и на «внешние» костюмы. Первые, для советских людей, не должны были выглядеть слишком шикарными. Вторые, для просвещенного Запада, оказывались весьма изысканными. Образ жены президента формировался «для народа» и «для мира».
ОТВАГА ВО ВРЕМЯ ПУТЧА
Допросы Раисы Горбачевой после августовского путча 1991-го года показали не только то, что первая леди была шокирована предательством ряда близких людей из окружения ее мужа. Они показали и ее собственную верность Михаилу Сергеевича – до последнего вздоха.
Раиса Максимовна, обсуждая со следователем Генеральной прокуратуры СССР в октябре 1991-го обстоятельства путча и пребывание семьи генсека в Форосе, отметила , что Генералов и Плеханов – люди, которые занимались непосредственной охраной Горбачева и всегда сопровождали его во всех поездках, фактически предали шефа (и ее мужа) в августе 1991-го.
Она же вместе с дочерью Ириной и зятем Анатолием Вирганским все августовские дни в Крыму была не только рядом с мужем – она давала ему советы по тому, как реагировать на визиты гостей из Москвы. Одни из которых сначала требовали от Горбачева отречения. А другие потом взывали его к триумфальному возвращению в столицу.
После путча Раиса Максимовна слегла в больницу с нервным срывом. И потому ее обещание со следствием по делу о состоялось спустя почти полтора месяца после краха попытки переворота. Горбачева тогда признала, что кроме нескольких человек из личной охраны все остальное окружение президента СССР его фактически предало.
БОЛЬ В ГЕРМАНИИ
У Раисы Горбачевой было онкологическое заболевание. Летом 1999-го лейкоз крови обнаружили врачи Института Гематологии РАМН. С болезнью с конца июля боролись ведущие специалисты в этой области в клинике Вестфальского университета в Мюнстере.
У руководства Германии было особое отношение в Горбачеву – ведь именно он способствовал объединению этой европейской страны и вывел советские войска с территории Восточной Германии. Лечение курировал ведущий онколог Старого Света профессор Томас Бюхнер.
Предполагаемые меры – интенсивная химиотерапия, возможная пересадка костного мозга от сестры Людмилы оказались неэффективны. Раиса Горбачева, бюллетени о здоровье которой передавали крупнейшие мировые СМИ, ушла из жизни 20 сентября 1999-го.
Похоронена Раиса Максимовна на главном погосте страны – Новодевичьем кладбище.