Людмила Алексеевна Чурсина в июне этого года отметила свой восьмидесятилетний юбилей. Был еще один юбилей у актрисы — шестидесятилетие кинокарьеры. Завидное творческое долголетие! При этом актриса снимается в кино до сих пор. И играет далеко не проходные роли. Вот взять хотя бы сериал «Чисто московские убийства». Совсем недавно сняли второй сезон. У Людмилы Алексеевны там главная роль владелицы сети салонов красоты. Откуда наша легендарная актриса черпает силы, и в чём секрет её хорошей формы?
А начиналась киношная реальность у юной актрисы в 1961 году, когда совсем юных студенток театрального училища им. Щукина — двух подружек — Людмилу Чурсину и Элеонору Шашкову пригласили на эпизодические роли прачек в женской артели. Тогда известный режиссер Леонид Луков снимал грандиозную киноэпопею «Две жизни» по сценарию Алексея Каплера. В этой картине задействовали почти всех лучших звёзд СССР. Даже маленькие роли играли Г. Юматов, Л. Куравлёв, Л. Свердлин. Две подруги жили в одной комнате в общежитии, стипендии не хватало. Элеонора Шашкова вспоминала, что с голодухи они были вынуждены продать её аккордеон.
В фильме швеями и прачками был разыгран грандиозный бой с мерзкими буржуинами. Они отчаянно мутузили ненавистных сатрапов-кровопийц рабоче-крестьянского труда. Трудно уловить взглядом двух юных дебютанток в куче женских лиц. Но дебют Чурсиной и Шашковой всё же состоялся.
В том же 1961 году Людмила Чурсина сыграла маленькую роль Зои в фильме «Когда деревья были большими». Она там такая пухленькая и свеженькая. Первая девчонка на деревне.
Потом была роль медсестры в картине С. Ростоцкого «На семи ветрах». А в 1963 году Людмила Чурсина сыграла в фильме «Утренние поезда». Тут она первый раз играла любовь с Анатолием Кузнецовым. Второй раз они прочертили любовную линию в фильме «Весна на Одере» в 1967 году.
А потом наступил 1964 год, и было приглашение её Владимиром Фетиным на главную роль Дарьи в кинофильм «Донская повесть». Это уже был триумф всесоюзного масштаба!
Людмила Чурсина всегда отличалась от своих коллег. Красавиц на экране было много, но в ней была какая-то особенная стать и обаяние. Мужчины сходили с ума от одного её взгляда. Чурсина долго себя чувствовала гадким утёнком: рост метр семьдесят семь сантиметров, сороковой размер ноги. Это много позже станет предметом гордости, а в юности это создавало сплошные комплексы.
С каждой новой киноролью Людмила Чурсина раскрывалась всё больше и больше. Большое впечатление на зрителей произвела её роль Инки-эстонки в детективе «Два билета на дневной сеанс». «Я Мерлин Монро, у меня тот же номер лифчика, понял!», на ломаном русском с прибалтийским акцентом говорила её героиня. Мужское народонаселение страны было в полном восторге от такой эффектной девицы.
Следующая киноработа Людмилы была в «Туманности Андромеды». Лума Ласви — главврач мощного звездолёта «Паруса». Весь фильм её героиня ходит в каком-то немыслимом шлеме и говорит умные научные речи.
И вот наступил 1968 год. Этот год в биографии актрисы стал заоблачно звёздным. На экраны нашей страны вышли сразу три кинокартины с участием Людмилы Чурсиной. И везде она сыграла главные роли.
Кинофильм «Виринея» — одна из вершин творчества Л. Чурсиной и, наряду с «Донской повестью», лучшая совместная работа Чурсиной с режиссером Владимиром Фетиным. Её героиня получилась божественно красивой и одновременно демонически притягательной. Да и сам фильм получился необычным и талантливым. Её Виринея это портрет какого-то абсолютно неземного космического гордого Духа, который летал по Вселенной, летал неприкаянный, и вдруг решил поселиться в этом существе женского пола, деревенской девушке Виринее.
Следующим шедевром актрисы стала Марфа Лунина из фильма «Журавушка». Их тандем с А. Джигарханяном был бесподобен. Сам Армен Борисович, который смело входил в кадр с любой красавицей, после признавался, что работать с Чурсиной было очень непросто, потому что у него каждый раз замирало сердце когда они начинали вместе играть. Кстати примерно такие же откровения высказывал и Вячеслав Шалевич после их совместных съёмок «Виринее».
Третьим хитом 1968 года стала впечатляющая работа Людмилы Чурсиной в киноэпопее «Угрюм-река». Её Анфиса Козырева — это был очередной взрыв мозга для мужского населения страны. Многие критики считают, что эта роль была апогеем возможностей для Людмилы Алексеевны.
Но это были ещё не все премьеры 1968 года. Была у Чурсиной небольшая роль в фильме «По Руси» и роль фройляйн-ефрейтора в эпопее В. Басова «Щит и меч».
Кинофильм «Журавушка» стал победителем на фестивале в Сан-Себастьяне, а Людмила Чурсина получила приз за лучшую женскую роль. И она получала награду из рук самой Одри Хэпберн. Тогда же на Чурсину обратили внимание боссы американских кинокомпаний. Её приглашают работать в Голливуд. Без проб и условий сразу дают трёхгодичный контракт на 15 кинофильмов.
Но карьера на Западе окончилась не успев начаться. Людмилу Алексеевну вызвали в Госкино к начальству и настоятельно советовали проигнорировать приглашение. «А вдруг Вам предложат раздеться в кадре? А Вы ведь — член партии,» — вот такие разговоры велись тогда с ней.
В конце концов актриса отказалась от контракта. А Госкино в свою очередь, чтобы задобрить её, присвоило ей, молодой 27-летней девушке звание заслуженной артистки РСФСР.
Даже если бы на этом завершилась её кинокарьера, то и это уже можно было считать невероятной жизненной удачей. Но Людмила Алексеевна набрала такой кинематографический ход, что её уже было не остановить.
Впечатляюще сочно выглядела её Ксана в «Адъютанте его превосходительства» и её Олеся из одноимённой драмы А. Куприна. Супруг Чурсиной Владимир Фетин снял её в роли Любови Яровой в одноимённой киноэкранизации пьесы К. Тренёва.
А чуть позже были Зося Ляховская в «Приваловских миллионах», Ханна Эккерт в военной драме «Схватка», Пепа в «Гойе». Была и последняя совместная киноработа с Владимиром Фетиным по экранизации «Открытой книги» в 1973 году, где Людмила Алексеевна сыграла главную роль.
Отыграв в ленинградском театре драмы им. Пушкина, и почти не имея там ролей, актриса переезжает в Москву в 1974 году, где её приглашают в Театр Советской Армии. Актриса сразу дебютирует ролью Настасьи Филипповны в «Идиоте». Это была её роль. И по темпераменту, и по фактуре.
После тяжёлой поездки в Афганистан в 1981 году с делегацией советских артистов, во время которой актриса спала с пистолетом под подушкой, и каждый день мог стать последним, Чурсиной присвоили звание Народной артистки. Не всякий артист в неполные сорок лет в то время имел это звание.
Людмила Алексеевна продолжала весьма успешно сниматься в кино: «Личное счастье», «Гонки с преследованиями», «Собственное мнение». Роли большей частью у неё были главные или такие, что запоминались. Как, например, роль императрицы в «Сказе про то, как царь Пётр Арапа женил», где у неё один головной убор весил 16 килограмм, а платье с украшениями и того больше. И в этом надо было расхаживать величаво и легко…
Несколько ролей у Людмилы Алексеевны были вместе с Андреем Харитоновым. В фильме «На гранатовых островах» они играют почти что любовников, а через несколько лет в «ЗнаТоКах» они уже играют мать и сына. Вместе в кадре они выглядят очень похоже. Как будто действительно родственники.
Очень колоритно сыграла актриса очередную ведьму-ведунью Анею в картине «Русь изначальная». Людмиле Алексеевне вполне можно было бы присвоить звание заслуженной киноведьмы СССР. Мало кто в подобных ролях мог её переиграть.
В перестроечный период актриса вышла замуж за сына Ю. Андропова Игоря. Какое-то время она выходила на сцену с двойной фамилией Чурсина-Андропова. Это был брак двух сильных личностей, который к сожалению просуществовал недолго.
Актриса была невероятно популярна и узнаваема, но славой своей пользоваться не умела. В тяжелые 90-е годы она взяла к себе жить родителей. Не забывала свою младшую сестру Эвелину. Чтобы содержать и поддерживать своих близких актриса продолжала много сниматься в кино и играть в театре. Поэтому и 90-е годы, и начало нового века она бесперебойно снималась. В наступившем новом веке прославленная актриса снялась более чем в пятидесяти сериалах и фильмах.
Несмотря на свой звёздный статус Чурсина не требует к себе особого отношения. Она живёт в скромной однокомнатной квартире, ездит на метро. Актриса не ропщет на новое время и молодых партнёров. Большую часть своих гонораров отдаёт племяннику, сыну сестры, недавно ушедшей. Теперь он и его семья — смысл её жизни. У племянника две не совсем здоровые дочки.
Актриса не признаёт пластических операций, не изнуряет себя диетами. В свои годы не боится близко подпустить к себе камеру. Людмиле Чурсиной не нужны тайные ухищрения чтобы оставаться в профессии. Она в прекрасной форме и продолжает свой киномарафон.
Иногда смотришь на актрису и понимаешь: вот она — настоящая элита, а не тот суррогат из гламурных героинь модных журналов, что нам подсовывают везде. Кинообразы Людмилы Алексеевны Чурсиной — это на века. Это — эталон. Это — подлинно Русская стать и величие Русского духа.
Несравненная. Неповторимая. Недосягаемая. Немыслимо обаятельная. Непостижимо прекрасная. Всегда и везде — лучшая. Здоровья и долголетия Вам, Людмила Алексеевна!