«Ему было сложно ходить, пальцы с трудом держали карандаш, а речь стала неразборчивой». Трудная судьба Владимира Скубина

Советский кинематограф знавал немало талантливых режиссеров, которые снимали великолепные картины, вопреки различным трудностям на пути, и добивались успеха. Но сегодня хотелось бы вспомнить о человеке, который не просто создал замечательные фильмы, но и продемонстрировал стойкость духа. А могучий богатырский характер, помогавший режиссёру преодолевать трудности, оказался просто невероятным.

Наследие кинематографиста Владимира Скуйбина — это не просто четыре знаменитых картины. Это история о человеке, который показал всему Советскому Союзу, что такое сила воли и желание творить, невзирая на серьёзные проблемы со здоровьем. О режиссёре и его подвиге были написаны книги и опубликованы заметки в газетах. Но со временем о Скуйбине благополучно забыли. И сегодня мы восстановим справедливость и напомним читателям об этом прекрасном человеке. Как хорошо сказал друг и коллега Владимира Скуйбина писатель-фронтовик Владимир Тендряков:

Когда мне бывает трудно в жизни, когда на меня находят минуты отчаяния, я вспоминаю Володю Скуйбина. Трудности, с какими я сталкиваюсь, не идут ни в какое сравнение с теми, что пережил он. Скуйбин не показывал малодушия. Вспоминая его, я начинаю стыдиться и собственного малодушия

Владимир Николаевич Скуйбин родился 3 июня 1929 года в Москве, СССР. На его школьные года выпала Великая Отечественная война, и Владимир даже хотел записаться добровольцем в ряды Красной армии, но не прошёл по возрасту. В 1947 году Скуйбин поступил на актерское отделение Театрального училища имени Щепкина, но вскоре понял, что ошибся с выбранной профессией и через год поступил в МГУ на филологический факультет.

Проучившись чуть больше двух лет, Владимир наконец-то определился с правильным выбором и поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. Во время обучения, Владимир Николаевич познакомился со своей будущей супругой Ниной, а в 1954 году у них родился сын, которого назвали Николаем. После окончания обучения Владимир Николаевич был принят в штат одной из самых престижных киностудий страны — «Мосфильм».

Первой работой Владимира Николаевича стала экранизация повести Аркадия Гайдара «На графских развалинах«. Картина вышла в широкий прокат в 1957 году и быстро завоевала популярность среди советских зрителей. Многие отметили, что режиссёру удалось очень четко выстроить драматические отношения героев фильма, избегая сценарной фальши.

Добавьте к этому артиста Владимира Трошина, исполняющего в самом начале картины «Песню солдата«, который в 1955 году прогремел на всю страну со своим хитом «Подмосковные вечера«, и мы получаем отличную народную киноленту.

Но радости после выхода фильма у режиссёра-дебютанта Владимира Скуйбина было немного. Еще во время съёмок он узнал, что ему осталось жить чуть больше двух лет, но он продержался шесть лет, благодаря постоянной работе. Против его недуга оказалась бессильна советская и зарубежная медицина. Тело режиссёра медленно переставало его слушаться, но голова оставалась ясной и Владимир Николаевич посвятил всё оставшееся ему время созданию художественных фильмов.

Второй и наверное самой знаменитой картиной, стала экранизация повести Павла Нилина «Жестокость«, вышедшая в 1959 году. Режиссёру удалось собрать поистине звёздный актёрский состав — это и сменивший свое амплуа Борис Андреев, великолепный Николай Крючков и Георгий Юматов, исполнивший здесь одну из лучших своих ролей, комсомольца-чекиста, который стреляется из-за людской подлости.

В год проката картину посмотрело примерно 30 миллионов кинозрителей. И хотя Владимир Скуйбин очень точно перенёс на киноплёнку повесть Нилина, как всегда нашлись критики, которые упрекнули его за эпизод добровольного ухода из жизни главного героя Веньки Малышева.

Третьей работой Скуйбина стал художественный фильм 1960 года «Чудотворная«. Картина затрагивает духовно-нравственные проблемы советской жизни, что по утверждению некоторых историков логично вписалось в период хрущёвской антирелигиозной кампании. Несомненно данная картина вызвала резонанс среди «православных» любителей осуждать ближнего.

Но нужно отдать должное, что режиссёр в борьбе за жизнь черпал силы в работе, а не религии. Хотя именно во время съёмок его здоровье значительно ухудшилось. Как позже вспоминал писатель Владимир Тендряков, по чьей повести снималась картина «Чудотворная«:

Когда мы с ним задумывали фильм, Скуйбин без всякой помощи приехал ко мне из одного конца города в другой, поднялся на восьмой этаж. Фильм окончен, а Скуйбин без посторонней помощи не может подняться с дивана, уже совсем не может держать карандаш в руке, голова падает на грудь, и я почти не понимаю его: настолько невнятна речь.

Конечно, нельзя не упомянуть о ещё одной героине этой истории, супруге Владимира СкуйбинаНине, благодаря характеру и преданности которой, режиссёру удавалось воплотить свои замыслы. Она единственная понимала речь мужа, помогала в написании сценариев и участвовала в съёмках его картин. Последней работой режиссера стала драма «Суд«, которую Скуйбин снимал вместе с Аидой Манасаровой. Сложные условия и крайне неблагоприятная среда забрали последние силы у режиссера. Как позже отметил Михаил Ромм:

Когда он ставил «Суд» — картину о совести человека. То я думаю, что не преувеличу, если скажу, что работа над этим фильмом была подвигом не меньшим, чем подвиг Николая Островского.

Этот подвиг в будущем, в среде кинематографистов нашел огромный отклик. Михаил Ромм, работая над сценарием «9 дней одного года» писал образ больного физика-ядерщика со Скуйбина. Эта картина, как позже отмечал Ромм, стала памятником прекрасному человеку и кинорежиссёру Владимиру Скуйбину.

Владимир Николаевич Скуйбин ушёл из жизни 15 ноября 1963-го в Москве. Ему было всего 34 года. Спустя десять лет Нина Скуйбина второй раз вышла замуж. Её супругом стал знаменитый советский кинорежиссёр и сценарист Эльдар Рязанов.

Источник

Оцените статью
«Ему было сложно ходить, пальцы с трудом держали карандаш, а речь стала неразборчивой». Трудная судьба Владимира Скубина
«Длительный брак со знаменитым режиссером и ранняя кончина»: жизнь советской красавицы Тамары Логиновой