Сегодня вспомним о жизни и творчестве замечательного советского и российского режиссёра, актера театра и кино Алексея Зайцева. На сегодняшний день, его можно смело назвать забытым артистом, имя которого абсолютно неизвестно современному зрителю. Поклонники же великого советского кино наверняка помнят небольшие, но яркие роли Алексея Зайцева в таких картинах, как “Алёшкина любовь” (1960), “Пядь земли» (1964), “12 стульев” (1971), “Огонь” (1973), “Бриллианты для диктатуры пролетариата” (1975), “Единственный мужчина” (1981), “Плюмбум, или Опасная игра” (1986) и многих других. Но куда интереснее складывалась его тайная и даже подпольная театральная жизнь, которая не просто испортила ему карьеру, но и разрушила его семью.
Алексей Никифорович Зайцев родился 28 марта 1939 года в селе Игумново, Горьковской области, РСФСР, СССР. Его отец работал на заводе, а мать была домохозяйкой. Увлечение театром у Алексея началось в 15 летнем возрасте, когда он начал посещать школу художественной самодеятельности, которая находилась в клубе соседнего поселка.
Каждый день он ходил до нее пешком около 10 километров. После окончания школы Зайцев хотел поступить в театральное училище, но его забраковали по причине маленького роста и невнятной речи. Зато в Алексее рассмотрел харизму и талант театральный режиссёр Григорий Исаакович Залкинд, который взял юношу к себе на курс.
Постепенно он начал задействовать Зайцева в театральных постановках Дзержинского театра. Первым успехом Алексея стала роль Олега в спектакле «В поисках радости«, высоко оценённая зрителями и местной газетой, которая напечатала положительную рецензию, отметив роль Зайцева как самую лучшую.
В конце 1950-х Залкинд был приглашен работать в Москву в качестве режиссера на Центральное телевидение, вслед за учителем уезжает и Алексей. По приезду он подал документы во все театральные вузы, и ему удалось поступить в училище имени Б. В. Щукина.
Параллельно, во время обучения, Алексей Зайцев начинает сниматься в кино. Первыми его работами стали небольшие роли в картинах 1959 года: «Ветер» и «Колыбельная«; в титрах актёр не отмечен. Значимой работой для Алексея стала роль Женьки в мелодраме 1960 года «Алешкина любовь«. Эта картина имела феноменальный успех, а количество посмотревших по всему СССР составило 23,7 млн. человек.
В 1963 году Зайцев успешно окончил Театральное училище, к тому моменту он был призывного возраста и должен был отслужить в армии, но вместо этого Алексей отправился на съёмки военной драмы «Пядь земли«, где он сыграл красноармейца Коханюка. Параллельно Зайцев начинает работать в театре, сначала в ТЮЗе, а затем в Театре имени Пушкина. Но из-за того, что он не прошел срочную службу в Советской армии, ему не выдали диплом, поэтому долго в театре его держать не могли.
Зайцев получил диплом только спустя два года, за это время он успел поработать на Центральном телевидении режиссером документальных и научно-популярных фильмов.
В театрах Алексей Никифорович долго не задерживался, отрабатывая один-два сезона он двигался дальше, находясь в постоянном поиске места, где он мог бы раскрыть свой потенциал. Дольше всего актёра прослужил в Театре на Таганке, с 1971 по 1980 год, где он играл на одной сцене с Владимиром Высоцким и другими знаменитыми артистами.
Так пройдя через много театров, судьба вновь свела Алексея Зайцева с его учителем, Григорием Залкиндом, который неофициально ставил спектакли, среди которых были: «Сторож«, «Стулья» и «Городская комедия«. В этих постановках Зайцев начал исполнять главные роли. Все эти спектакли игрались подпольно в разных подвалах, которые они находили, за что подвергались гонениям со стороны властей.
В конечном итоге, после очередного «подпольного» спектакля Залкинда и Зайцева забрали в милицию, в результате чего они были уволены: Алексей — из театра, а Григорий Моисеевич — из ЦТ. Выждав какое-то время, Зайцев принялся вновь ставить «подпольные» спектакли.
Но после очередной стычки с милицией, его отправили на 45 суток в психиатрическое учреждение, где он успел написать пьесу «Остановка в пустыне«. Большие и малые театры страны, в которые Алексей Зайцев пытался устроиться со справкой из психиатрической больницы, не горели желанием принимать актёра на работу.
“Подпольная” жизнь также разрушила и семью актера. Его супруга, которая работала ассистентом на телевидении, прожив пару лет с Зайцевым, не выдержала постоянных гонений и ушла. Их дочь Марина сейчас живет в Германии и работает художником-дизайнером. Вернуться к любимым постановкам подпольного театра Зайцеву удалось только в конце 1980-х, когда отменили цензурные ограничения.
В тот же самое время Алексей Зайцев поставил свою картину «Остановка в пустыне«, за которую получил приз во Франции. Последними театрами, на сцену которых выходил Алексей Никифорович, стали «Сфера» и «Мел«. Также он продолжал эпизодически сниматься в кино. Алексея Зайцева не стало 26 мая 2018 года. Ему было 79 лет.