— Вот правду мама говорила, вы одинокая, потому что никого не любите. Поэтому и вас никто не любит. И никогда не полюбит.
Лера почувствовала, как внутри что-то сжалось. Значит, вот как о ней отзывается сестра?!
«Кажется, мое терпение вот-вот закончится», — подумала женщина.
Лера проснулась от громкого птичьего щебета, с удовольствием потянулась и улыбнулась. Сегодня был первый день ее заслуженного отпуска. Впереди у нее было целых сорок пять дней покоя.
За двадцать лет работы хирургом она ни разу не позволяла себе такой роскоши, так, выкраивала недельки две, чтобы съездить к морю, да и то часто срывалась по экстренным вызовам. А тут — целых полтора месяца!
Она снова потянулась, выбралась из-под тонкого одеяла, босиком прошлепала на кухню, включила чайник и достала банку с молотым кофе. И тут ей пришло голосовое сообщение от Инны, троюродной сестры. Вообще-то, они не дружили, так, виделись изредка на больших семейных праздниках, когда собиралась вся многочисленная родня. Последний раз это было, кажется, месяцев семь назад.
— Лер, привет! — голос Инны звучал преувеличенно бодро. — Слушай, тут такое дело… В лагерь у нас в этом году не получилось. Не успели, да и цены взлетели просто жесть! А у тебя же дача есть! Короче, Лерок, мы с детьми к тебе! Недельки на три, окей?
Лера уставилась на телефон так, будто оттуда выпрыгнула змея. Не то чтобы она не любила детей, нет, просто к сорока годам окончательно поняла, что предпочитает видеть их только на профессиональном поприще, а не в своей личной жизни. Особенно чужих. А детей Инны она вообще видела всего пару раз, и впечатления от них у нее остались весьма неоднозначные.
Глеб был чрезвычайно активным (мягко говоря) девятилетним сорванцом, а восьмилетняя Снежана вызывала ассоциации одновременно с принцессой на горошине и с царевной Несмеяной.
Лера тут же набрала номер сестры.
— Инна, извини, конечно, но я, вообще-то, хотела побыть в одиночестве, — сказала она, стараясь говорить мягко.
— Так ты и будешь одна! — засмеялась Инна. — Дача-то большая у тебя. Мы мешать не будем!
— Слушай, ну почему ко мне-то? — недоумевала она.
— Ну а куда нам еще?
— Да тут же кругом турбаз полно!
Инна проигнорировала слова о турбазах и сказала:
— Глебу в школе сказали, что ему срочно свежий воздух нужен, ибо легкие слабые. Да и Снежанке тоже полезно от компьютера оторваться. Ты ж врач, сама должна понимать!
«Я врач, а не нянька», — подумала Лера, но промолчала. Сказала только:
— Ну не знаю… Я не планировала…
— Да что тут планировать-то? — перебила Инна. — Мы гости нетребовательные. Мы послезавтра выдвигаемся, хорошо? Дома будь, никуда не уезжай, ладно? Кстати, у тебя там вайфай есть?
— Есть, но…
— Отлично! Ты просто чудо, Лерка!
Лера не успела ничего сказать, Инна отключилась. Женщина хотела было перезвонить сестре, но передумала.
«Ладно уж… В конце концов, это всего на три недели», — подумала она — «Как-нибудь переживу».
Лера как раз закончила складывать вещи на полки гостевой комнаты, когда услышала настойчивый стук в дверь. Она нахмурилась, до приезда Инны оставалось еще почти два дня.
Женщина распахнула дверь и оторопела, на пороге стояла запыхавшаяся сестра с огромным чемоданом, а позади маячили Глеб и Снежана.
— Сюрпри-и-из! — жизнерадостно объявила Инна, будто сделала Лере невероятный подарок. — Мы тут это, решили не тянуть с приездом. Погода хорошая, дети заскучали в городе, да и чего время терять, верно?
Глеб, не отрываясь от телефона, плюхнулся в кресло и вальяжно закинул ноги на журнальный столик. Снежана оглядела гостиную критическим взглядом и скривила губы:
— У вас телек какой-то маленький. А приставки нет?
— Нет, — Лера растерянно смотрела на нежданных гостей. — Я здесь обычно читаю.
Инна бросила сумки посреди гостиной и без разрешения направилась прямиком на кухню. Она открыла холодильник, заглянула внутрь и с наигранным ужасом воскликнула:
— В холодильнике шаром покати! Ты что, на диете, что ли?
— Ну, типа того, — сдержанно отозвалась Лера.
— Слушай, Лерусь, — попросила Инна. — Мы так торопились на автобус, что не стали заезжать в магазин. Ты же на машине! Может, сгоняешь в магазин, а? Я денежку сейчас дам.
Лере ничего не оставалось, как согласиться.
Когда Лера вернулась, на веранде уже была включена громкая музыка. Глеб носился по участку, преследуя какую-то кошку, а Снежана сидела на крыльце, болтая ногами и что-то увлеченно печатая в телефоне.
— Лер, ты не против, если я отдохну часик? — Инна потянулась, показательно зевая. — Глебка, не трогай кошку! А ты, Лер, приготовишь что-нибудь? Ну, бутеры какие-нибудь, что ли… Мы так-то с дороги… А завтра уже будем сами.
Лера кивнула, пошла на кухню и принялась готовить. Женщина мысленно считала дни до конца визита и пыталась не обращать внимания на грохот и визг племянников.
Когда Лера позвала всех к столу, Инна ласково погладила сестру по плечу:
— Спасибо, милая! Ты такая заботливая… Из тебя получилась бы шикарная мать! Слушай, а почему у тебя своих детей нет? Ты ж врач, сама должна знать, что в твоем возрасте уже пора бы… Хотя, — перебила она себя. — Не, ты же уже старородящая у нас! Так что все правильно! Но жаль, конечно, что не сложилось у тебя с мужем и детками…
Лера, которой этот вопрос задавали все кому не лень, молча начала накладывать еду в тарелки. За годы работы она научилась игнорировать подобные комментарии.
«Спокойно», — сказала она себе. — «Впереди еще целых двадцать дней. Если я буду реагировать на все их выпады, от меня ничего не останется».
— Ма-а-ам… — капризно скривила губы Снежана, глядя на тушеные овощи. — А можно я не буду это есть? Фу, гадость какая!
— Конечно, золотко, — Инна потрепала дочь по волосам. — Лерочка, а бутеры у тебя есть? Снежа просто не любит овощи, кроме того, у нее аллергия.
— Что, на все овощи сразу? — не удержалась Лера.
Инна не удостоила ее ответом.
После ужина Лера попыталась уединиться с книгой на веранде, но Глеб выскочил с игрушечным пистолетом и начал «стрелять» в нее.
— Глеб, будь добр, найди себе какое-нибудь занятие, — сдержанно попросила Лера.
— Глебка, не приставай к тете Лере, — лениво протянула Инна, не отрываясь от экрана смартфона. — Иди лучше на участок, там клубника растет.
— Клубника? Ва-а-ау! — мальчик тут же убежал.
Лера бросилась за ним.
— Стой! Клубника еще зеленая, не трогай! — закричала она.
Но было уже поздно, Глеб ломанулся к грядке и потянул было зеленую ягоду в рот, но тут же скривился, выплюнул ее прямо на землю и с диким визгом понесся в дом.
И тут женщина отчетливо поняла, что ждать три недели не будет.
«Отдать половину отпуска незваным гостям? Ну нет уж!» — решила она.
Следующие три дня превратились для Леры в испытание выдержки. Инна практически не занималась детьми и постоянно куда-то отлучалась. Глеб и Снежана носились по дому, требовали развлечений, еды, постоянно были чем-то недовольны.
Правда, однажды Глеб забежал библиотеку Леры, затих, разглядывая книги, и с неожиданной серьезностью спросил, не страшно ли ей работать хирургом. Этот короткий момент почти заставил Леру смягчиться по отношению к племяннику, но уже через минуту мальчик бросил взятую с полки книгу на пол и убежал играть.
— Скучно! — заявила Снежана на третий день. — У вас даже игровой приставки нет!
— Зато есть книги, — попыталась Лера. — Хочешь, почитаем вместе?
— Да ну, книги…— скривилась девочка. — В школе постоянно читай, еще и тут? Ну нет уж! Сегодня же ле-то!
— Ну других развлечений у меня для вас нет, — сухо заметила Лера.
—Ладно-ладно, — надулась Снежана.
И тут же ехидно добавила:
— Вот правду мама говорила, вы одинокая, потому что никого не любите. Поэтому и вас никто не любит. И никогда не полюбит.
Лера почувствовала, как внутри что-то сжалось. Значит, вот как о ней отзывается сестра?!
«Кажется, мое терпение вот-вот закончится», — подумала женщина.
Утром следующего дня она сообщила сестре, что хочет съездить в город по делам. Инна даже не подняла головы от телефона:
— Без проблем, Лерок. Привези, будь добра, что-нибудь к чаю, а то Снежка все слопала. И молока не забудь, окей?
Лера села в машину, поехала в соседний городок и свернула к турбазе, название которой погуглила вчера вечером. На ресепшене она сказала, что ее интересуют номера для женщины с двумя детьми. Приветливая администратор показала ей стандартный номер с двумя кроватями и дополнительной раскладушкой.
— Этот подойдет?
— Вполне, — кивнула Лера. — Сколько за три недели?
Сумма оказалась немаленькой, но Лера без колебаний достала карту. «В конце концов, я оплачиваю не только их отдых, а в первую очередь собственный покой», — решила женщина.
— Гости скоро приедут, — сказала она.
— Отлично, будем ждать, — улыбнулась администратор.
Когда Лера вернулась, Инна сидела на веранде и что-то увлеченно обсуждала по телефону, а дети смотрели мультики на полной громкости.
Лера присела напротив сестры и сказала:
— Инна, нам надо поговорить. Сейчас.
— Сейчас, пять сек, — Инна поговорила по телефону еще минут пять, а потом наконец обратила внимание на Леру. — Что-то случилось? Что за срочность?
— Случилось, — Лера достала из сумки распечатанный чек и протянула сестре. — Я тут нашла вам турбазу в соседнем городе. Оплачено на три недели. Завтра в десять утра за вами заедет такси. Держи адрес.
Инна недоуменно уставилась на сестру.
— О деньгах не переживай, как сможешь, так и вернешь, — добавила Лера.
Инна наконец обрела дар речи.
— В смысле?! Какой еще номер? Какая еще турбаза? — захлопала ресницами она.
— Турбаза, в которой вы проведете остаток своего отпуска, — спокойно, но твердо ответила Лера.
— Тэ-э-эк… Не поняла. Ты что, выгоняешь нас? — Инна округлила глаза, постепенно переходя от удивления к возмущению. — Серьезно, что ли?! Мы что, мешаем тебе?!
— Представь себе. Между прочим, я вас не приглашала, — ледяным тоном отозвалась Лера.
Инна хотела было что-то возразить, но Лера жестом прервала ее.
— Турбаза хорошая, там есть развлечения для детей, неподалеку лес и озеро. Уверена, вам понравится.
— Лер, это… Это какой-то абсурд! Ты чего?! Мы же… Мы же не чужие друг другу! — залепетала Инна.
— Именно потому я и сняла вам номер, а не просто попросила уехать, — Лера пожала плечами. — В конце концов, у меня здесь не лагерь, и я не пионервожатая. Доходчиво объяснила, надеюсь?
— Но ты же сама согласилась на то, чтобы мы приехали! — снова возмутилась Инна.
— Эм. Вообще-то, нет. Ты просто поставила меня перед фактом и приехала без предупреждения… Мало того, ты даже в магазин по дороге не удосужилась заехать! Ты была уверена, что я буду готовить, убирать и развлекать твоих детей. Так?
Инна молчала.
— Вот скажи честно, Инна, ты сама пустила бы к себе гостей на таких условиях?
Инна на мгновение замялась, но быстро нашлась:
— Но у тебя же нет детей! Тебе, по идее, должно быть приятно, что в доме шумно, весело… Мы, в конце концов, скрасили твое одиночество, разве не так?
— Представь себе, я выбрала другую жизнь, — холодно сказала Лера. — И мне в ней вполне комфортно.
— Хорошо, а как же мои дети? Тебе на них все равно? Им нужен свежий воздух! Ты же врач, должна понимать!
— Именно как врач я рекомендую им свежий воздух подальше отсюда, — спокойно ответила Лера. — Там гораздо больше возможностей для активного отдыха, чем здесь.
Инна открыла рот, чтобы что-то сказать, но промолчала. Поняв, что этот аргумент не сработал, она резко сменила тактику:
— Хорошо, давай тогда мы разделим расходы и обязанности. Я готова платить за продукты и готовить ужины. А ты завтраки и обеды. Идет?
— Нет, — сказала Лера, — собирай вещи, Инна. Такси будет завтра в десять.
Несколько секунд Инна смотрела на нее с недоверием, но видя, что сестра непреклонна, она вышла из комнаты и громко хлопнула дверью.
Такси приехало минута в минуту. Перед тем как сесть в машину, Инна недовольно буркнула:
— Спасибо за гостеприимство, сестра. В кавычках, разумеется.
Дети загрузились в машину с недовольными лицами. Глеб на секунду задержался:
— А… Теть Лер, а можно я потом как-нибудь приеду к вам один? У вас классная библиотека!
Лера удивленно посмотрела на мальчика и кивнула:
— Приезжай, но сначала позвони. Окей?
— Заметано! — расплылся в улыбке Глеб.
Когда машина скрылась за поворотом, Лера вернулась в дом. Она плотно закрыла дверь и выключила телефон. Затем женщина заварила свежий кофеек, достала роман, который собиралась прочитать еще в начале отпуска, и уютно устроилась в любимом кресле-качалке на веранде.
Ее ждало еще почти сорок дней отпуска, и Лера точно знала, что теперь-то точно проведет их так, как планировала изначально. Месяца через полтора Инна вернула ей деньги за гостиницу. Больше сестры не общались.