Наряд Светланы — в той сцене, где она пришла к Велюрову — поразил меня меня ещё в детстве, когда я впервые смотрела фильм “Покровские ворота” (1982) вместе с мамой, для которой эти фасоны и линии были частью ностальгических воспоминаний. Однако если быть точными, образ тут не 1956/1957 годов, а чуть-чуть более поздний.
Но в ретро-фильмах допускалось такое смещение, если требовался некий эффект. Здесь показана линия 1959-1962 годов — так называемая юбка-колокол. Не клёш, как было модно в середине 1950-х, а вот именно — колокол. Сравните платья Людочки и Маргариты (как раз мягкий-летящий клёш) и жёсткий колокол Светланы.
Этот шикарный фасон часто упоминается в литературе тех лет. «Эта девочка вдруг в юбке колоколом и туфельки-гвоздики», — так описывает Василий Аксёнов типичную красавицу Галку Бодрову, героиню “Звёздного билета”. А вот Евгений Евтушенко. Он в одной из своих поэм уверял девушку-строительницу: “Платье-колокол наденешь, в туфлях узеньких пройдешь”.
Выразительность силуэта. Контраст узкого лифа и — широких юбок. Стройность ног. Туфельки на шпильке, придуманные дизайнером Роже Вивье, работавшим с домом Диор. Для создания эффекта требовались крахмальные нижние юбки или даже некое подобие кринолина — есть приглядеться к Светлане, можно заметить, что у неё под юбками проглядывает какая-то конструкция.
В западных журналах мод часто публиковались фото вечерних платьев со всё расширявшимся мега-колоколом. Кстати, когда эта ширина достигла курьёзных величин, фасон вообще вышел из употребления. К 1964 году шикарный колокольчик пропал со страниц дамской прессы, а уже в 1965-м появилась длина мини.
Причёска у Светланы — “бабетта”, названная так после выхода фильма “Бабетта идёт на войну” (1959) с Брижит Бардо. Несмотря на то, что действие комедии происходило в годы Второй Мировой войны, причёски и макияж там современный. В Европе и США такой “стог сена”, придуманный, кстати, Жаком Дессанжем, носили уже в 1958 году, а в СССР — сразу после премьеры фильма.
Тогда же Брижит Бардо сделалась иконой стиля для советских девушек и каноном красоты — с точки зрения юношей. О ней тоже писалось в поэмах и повестях — с нею сравнивали хорошеньких студенток и манекенщиц. Брижит — девочка-мечта. Эти начёсы и укладки пытались создавать даже из скудных волос, что и явлено на примере Светланы — у неё далеко не богатая шевелюра.
Причёску постоянно критиковали — её считали буржуазной и безобразной. Писалось, что она утяжеляет силуэт, делая его непропорциональным. Высмеивались ухищрения — мол, чтобы достичь пышности, глупые девицы подкладывают в основание …старые чулки. Эти навороты создавалась в парикмахерской, хотя в перечне рекомендуемых услуг бабетты не было — но все мастера знали, как это навертеть.
Далее — бусы и клипсы, как правило из одного “набора”. Утончённый образ “диоровской” женщины, Прекрасной Дамы послевоенного времени, часто сопровождался этим “дуэтом”, причём бусы, как правило, бывали из жемчуга. В парижских журналах его именовали “королём элегантности” и “свидетельством роскошной простоты”. Но выпускалось много бижутерии и качественных имитаций. У Светы явно не жемчуга.
Обратите внимание на важный аксессуар! В те годы полагалось даже летом носить тонкие перчатки — и не только в сочетании с вечерним или праздничным платьем. Тонкие перчатки — часть дресс-кода. В “Покровских воротах” автор любуется этой ушедшей модой — в фильме часто идёт акцент на руки. И Светлана, которая до этой сцены игнорировала подобную элегантность, тут выступает в белых перчатках. Она — грёза эры Оттепели!