Криминальная драма «Сувенир для прокурора» (1989) — истинное дитя своего времени. Поздний советсккий кинематограф пестрил историями о продажных чиновниках, бесчестных милиционерах и раскрепощённых красавицах, и эта лента вписалась в общую тенденцию. Не исключено, что сюжет авторы сценария позаимствовали из газетных хроник, а то и вовсе из реальной жизни, ведь одним из сценаристов был Анатолий Безуглов, писатель, несколько лет отдавший службе в прокуратуре и отлично знакомый с криминалом. Соавтором Безуглова стал Александр Косарев, человек многогранный, преуспевший и в писательстве, и в кинематографе. В дуэте они и
придумали историю про коррумпированного директора крупного завода и честного прокурора, который бесстрашно пытается разобраться, что же происходит на заводе.
Интересно, что киношный сюжет странным образом переплёлся с реальной жизнью. Поначалу Косарев думал снимать картину на киностудии «Мосфильм» и даже начал готовиться к работе. Но
«тайные недоброжелатели» вычеркнули фильм из плана студии, не уведомив режиссёра. В итоге группа лишилась зарплаты.
Спустя пару лет Косарева приютила Свердловская киностудия, но и там не всё шло гладко: регулярно возникали проблемы с финансированием, с площадки пропадали техника, а сам режиссёр и актёры получали угрозы. Тем не менее «Сувенир для прокурора» всё-таки досняли и в конце 1989 года он вышел на экраны.
Пожалуй, главное достоинство картины — актёрский ансамбль. Александру Косареву, который и сам сыграл в собственном фильме советского мафиози, удалось уговорить сниматься настоящих звёзд. И их игра, игра артистов старой школы, фильм очень украшает (если не сказать «спасает», потому что сюжет довольно банален для тех лет). На первом плане Юрий Соломин в роли прокурора и его антагонист Пётр Вельяминов в образе директора завода.
Кстати, тут
Пётр Вельяминов сыграл персонажа отрицательного, что в его карьере случалось не так уж часто,
хотя даже в такой роли он невероятно обаятелен, а когда он смеётся, то выглядит не каноническим злодеем, а настоящим простодушным добряком. Вадиму Спиридонову в очередной раз достался отрицательный герой — водитель, подстроивший автокатастрофу.
В отличие от Петра Вельяминова Вадим чаще представал на экране как раз в отрицательных ролях, что ему удавалось без преувеличения гениально. Вельяминов и Спиридонов были отлично знакомы: они 11 лет отработали бок о бок над эпопеей «Вечный зов».
Для Вадима Спиридонова эта роль стала, к огромному сожалению, финальной точкой:
в декабре 1989 года почти сразу после премеры он ушёл из жизни всего в 45 лет.
Тут также отмечу, что по какому-то неведомому стечению обстоятельств в «Сувенире для прокурора» оказалось ещё несколько актёров, снявшихся в «Вечном зове»: Иван Лапиков, Валерий Хлевинский, Виктор Шульгин. Главные женские роли сыграли Светлана Тома (жена директора завода), Галина Беляева (жена прокурора и жертва чар сладкоголосого певца Александра Николаевича) и Ирина Короткова (следователь), супруга Александра Косарева.
В эпизодах появились Римма Маркова, Вадим Андреев, Николай Бурляев, Сергей Мартынов и Роман Филиппов, который внёс каплю комичности в этот мрачный фильм. Его персонаж,
милиционер, буквально за пять минут экранного времени выдал массу расхожих фраз: «здесь вам не тут», «молчать, когда вас спрашивают», «водку пьянствовать и безобразия нарушать».
Ну и пару слов о музыке. Это, конечно, типичные ритмы конца восьмидесятых, с лёгкостью узнаваемые. Писал музыку к фильму Игорь Крутой, и это был его первый опыт работы для кино. В небольшой сцене можно увидеть Ларису Долину, а вот Александру Серову, тогда уже популярному, досталась роль побольше. Его герой, местный певец Александр Николаевич, явно неравнодушный к супруге прокурора, становится соучастником мафиози, из-за чего в руки прокурора попадают весьма нескромные фото жены в объятиях Александра Николаевича.
А ещё в «Сувенире для прокурора» дебютировала композиция «Как мне быть», ставшая одним из самых громких хитов Серова. Но в кино он больше не снимался.
После выхода картины в критических статьях писали, что «Сувенир для прокурора» — своего рода подражание итальянскому детективу «Спрут», который в середине восьмидесятых взорвал советскую аудиторию. Вот, например, цитата из статьи в журнале «Спутник кинозрителя»:
«Наши отечественные спруты и акулы хоть и не такими внушительными миллионами ворочают, хоть и делишки у них поменьше, но всё же они — наши».
Правда, я не уверена, что этим надо гордиться.
А как вы думаете, к сегодняшнему дню эта цитата применима? Мне кажется, сейчас аппетиты нынешних спрутов и акул возросли многократно, и на их фоне коллеги из восьмидесятых — лишь мелкая рыбёшка.