Умирая она попросила: «Развейте мой прах над морем». Непростая судьба звезды «Ключей от неба» Натальи Суровегиной

Еще в студенческие годы Наташа блистала в нескольких знаковых картинах – «Оптимистическая трагедия», «Ключи от неба», «Дайте жалобную книгу». Критики пророчили ей головокружительную карьеру в кино.

Юная актриса обладала всем для успеха – эффектной внешностью, природным дарованием и харизмой. Однако в 23 года она сделала неожиданный выбор, полностью изменив свою судьбу, и никогда не сожалела об этом решении.

Наталья — ребенок военного времени. Она родилась в Москве 2 февраля 1944 года, когда советские войска уже вели наступление за Днепром. Ее мать, Антонина Петровна, была опереточной певицей, служившей в театре.

Об отце часто пишут неточно – якобы он добровольцем ушел на фронт и погиб. В действительности Александр Суровегин работал в НКВД, а позже в КГБ, прожив долгую жизнь. Для Наташи и матери он «погиб» по-другому – ушел из семьи, женился вновь и полностью их забыл.

Актерские способности проявились у Натальи с детства, чему способствовала творческая атмосфера дома. Первые аплодисменты и похвалы только укрепили ее мечту о сцене.

Школа добавила уверенности в своем призвании. К выпускному она стала не только красавицей, но и главной звездой школьных постановок. Никто из близких не сомневался – ее ждет большое актерское будущее.

После школы Наталья подала документы во ВГИК и ГИТИС – и прошла в оба. Выбор был очевиден: она мечтала о кино, а во ВГИКе ее сразу заметили знаменитые педагоги Ольга Пыжова и Борис Бибиков. Именно они воспитали таких звезд, как Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов и Надежда Румянцева.

На втором курсе Наталья дебютировала в драме Самсона Самсонова «Оптимистическая трагедия», где среди звездного состава (Маргарита Володина, Вячеслав Тихонов, Олег и Глеб Стриженовы) ярко проявила себя в эпизоде – трогательном вальсе с Тихоновым. Фильм стал лидером проката, собрав 46 миллионов зрителей.

В 1964 году Виктор Иванов пригласил 20-летнюю Наталью на главную роль в комедию «Ключи от неба». Легкая, остроумная лента о любви ракетчиков мгновенно покорила зрителей. Суровегина, еще будучи студенткой, проснулась знаменитой – с толпами поклонников и всесоюзной славой.

Казалось, ее ждала блестящая карьера: запоминающаяся официантка Раечка у Рязанова в «Дайте жалобную книгу», главная роль в «Возвращении Одиссея», работа в исторической драме «Николай Бауман». Даже сегодня на кинофорумах поклонники восторгаются ее «нежными, светлыми» героинями.

Дальнейшая судьба Натальи окутана тайной. После нескольких малозаметных ролей она неожиданно завершила кинокарьеру, перевелась в ГИТИС, а в 1968 году окончила режиссерские курсы на Центральном телевидении.

Став артисткой Москонцерта, она посвятила себя редкому жанру мелодекламации — художественному чтению стихов Цветаевой, Ахматовой и других поэтов Серебряного века под музыку, с успехом гастролируя по стране.

Причины ухода из кино остаются загадкой. Коллег по «Ключам от неба» уже нет в живых, а сама Наталья, по словам Гильдии актеров, всегда была человеком закрытым. Популярная версия о «недостойных ролях» кажется слишком поверхностной.

«Карьера — это там, где человеку комфортно, — считает профессор Николай Тамразов, работавший с Натальей. — В кино успех зависит от режиссера, а на сцене артист творит чудо один, покоряя зрителей своим талантом. Думаю, Наташа нашла себя в этом магическом процессе».

Личная жизнь Натальи Суровегиной была насыщенной, хоть и непростой. Ее первым мужем стал Александр Галевский, тогда начинающий актер, позже — ведущий артист театра Вахтангова.

Их брак в середине 1960-х ознаменовался рождением дочери, но девочка, к несчастью, умерла в младенчестве. Несмотря на развод, они сохранили теплые отношения — Галевский до конца оставался частью ее жизни и даже провожал Наталью в последний путь.

Вторым избранником Натальи стал певец Виктор Кохно, в 1960-е выступавший в дуэте с Кобзоном. В 1972 году у пары родился сын Андрей, но брак распался: артистическая натура Суровегиной плохо сочеталась с желанием мужа видеть ее хранительницей домашнего очага.

Третьим мужем актрисы был популярный исполнитель Виктор Мамонов, первым записавший знаменитых «Орлят» Пахмутовой. Его хиты «Наша биография» и «Не остуди свое сердце, сынок» звучали на всех комсомольских собраниях 1980-х. Этот союз тоже оказался недолгим, но оставил яркий след в биографии актрисы.

О четвертом муже Натальи, певце по фамилии Томбак, известно крайне мало.

1990-е встретили Суровегину энергичной женщиной — гастролирующей артисткой, автолюбительницей, увлекавшейся составлением гороскопов. Но к 2000-м здоровье начало стремительно ухудшаться: прогрессирующий диабет привел к потере зрения, затем отказали ноги. К 2005 году она почти ослепла и с трудом передвигалась по дому.

Единственной отдушиной стал созданный ею в 2004 году детский культурный центр «Провинция». Здесь дети обучались актерскому мастерству, живописи, танцам. Суровегина привлекала звездных педагогов — диктора Татьяну Судец, артистов, дружила с семьей Кобзона. Центр стал делом ее жизни.

«Провинция» работает до сих пор. На прощании с Натальей Александровной 26 марта 2018 года все плакали, услышав запись ее поэтических выступлений. В декабре 2022 года от сердечного приступа скончался ее сын Андрей, оставив троих детей. Любопытно, что старшая внучка Даша мечтает стать актрисой — семейные гены дают о себе знать.

«Наталья Александровна мечтала, чтобы ее прах развеяли над морем. Однако ее сын Андрей не смог исполнить последнюю волю матери — видимо, сердце не позволило. После семейного совета решили поместить обе урны в одну могилу.

Хотя их отношения были непростыми, теперь они обрели покой вместе. Мы верим, что этот выбор оказался правильным — мать и сын навсегда останутся рядом».

Оцените статью
Умирая она попросила: «Развейте мой прах над морем». Непростая судьба звезды «Ключей от неба» Натальи Суровегиной
Что заставило Владимира Меньшова снять фильм «Любовь и голуби»