Создали лирическую картину, наполненную светом и теплом, два режиссёра с удивительными судьбами — Борис Яшин и Манос Захариас. А главным персонажем ленты стал город Волгоград (бывший когда-то Царицыным, потом Сталинградом), который привычно называть городом-героем. Но авторы посмотрели на него совсем в ином свете и поэтому выбрали другое название — «Город первой любви».
Сценарий к фильму написал Семён Нагорный.
Для самого Нагорного, журналиста и драматурга, Волгоград имел особое значение — во время войны он, будучи военкором, получил под Сталинградом тяжёлое ранение.
Спустя четверть он придумал историю, которая показала историю города в 20 веке, от событий революции до современности. Это были отдельные зарисовки о горожанах, которые живут, чувствуют, встречаются, любят, расстаются вне зависимости от того, что происходит вокруг.
Сценарий решено было превратить в киноальманах, состоящий из почти десятка коротких историй, объединённых одной деталью:
все герои находятся в одном городе, хоть и в разные эпохи. Три новеллы альманаха сделали чуть длиннее, они стали своего рода вехами и показали революционный Царицын в 1919 году, индустриальный Сталинград в 1929 и военный в 1942.
А некими водоразделами между этим крупными точками сделали более краткие, но не менее насыщенные фрагменты о сложной любви современников, жителей Волгограда семидесятых.
Экранизировать «Город первой любви» поручили двум коллегам: Борису Яшину и Маносу Захариасу.
Борис Яшин до поступления на режиссёрский факультет ВГИКа успел побыть моряком-подводником. В кино он попал по случаю:
его на небольшую роль пригласил режиссёр Михаил Ромм в легендарный сегодня фильм «Девять дней одного года» (1962). После дебюта Борис захотел связать жизнь с кинематографом, но выбрал не артистический путь, а режиссёрский, поступив в мастерскую Ромма. К 1970 году у него в активе было уже несколько работ.
А вот Манос Захариас, грек, родившийся в Афинах и конце сороковых перебравшийся в СССР из-за сложной политический обстановки на родине, изначально выбрал для себя кино. В СССР он сначала работал в Ташкенте, потом переехал в Москву и начал довольно активно снимать. Как ни странно, но
именно греческий режиссёр открыл для зрителей нескольких совсем молодых актёров, которые в будущем превратились в мастеров советского кино. В том числе и в фильме «Город первой любви».
Борис Яшин и Манос Захариас разделили сценарий на две части. Яшину достались новеллы «Царицын — 1919 год» и «Сталинград — 1929 год», Захариасу — «Сталинград — 1942 год» и современные эпизоды. Яшин, выпускник классической мастерской, выбрал актёров, уже имеющих опыт съёмок, пусть и небольшой: Бориса Галкина, Ольгу Остроумову (на которую только что свалилась всесоюзная слава после дебюта в мелодраме «Доживём до понедельника» (1968), Наталью Гвоздикову.
К слову, Наталья Гвоздикова сыграла тут девушку из благородной семьи, которая влюбилась в революционера. Такой же сюжет ей предложат разыграть через четыре года в эпопее «Рождённая революцией» (1974-1977) и даже внешне её героини в этих двух лентах будут похожи, как близняшки.
Манос Захариас сделал ставки на артистов молодых, которых зрители не видели и не знали. Главную роль в военном эпизоде он отдал Станиславу Садальскому, безвестному студенту ГИТИСа. И Садальский отменно сыграл неопытного солдата, переживающего первое глубокое чувство, которому, увы, не суждено, быть с любимой девушкой.
Уже после выхода фильма Садальский не раз благодарил режиссёра и рассказывал, что его первооткрывателем стал грек. Садальского за созданный образ похвалили критики, так что дебют оказался вполне успешным. Мало того,
актёр получил диплом Фестиваля молодых кинематографистов киностудии «Мосфильм» за лучшую мужскую роль.
А ещё у Захариаса дебютировали Наталья Егорова,
Леонид Филатов, трогательный и ещё совсем не похожий на рокового соблазнителя из «Экипажа» (1979) или уставшего и запутавшегося интеллигента из «Забытой мелодии для флейты» (1987), и 18-летний Александр Соловьёв, он же будущий конокрад Красавчик из «Зелёного фургона» (1983).
Отдельно стоит отметить эффектную болгарку Марию Вандову.
Мария — ещё одно открытие Захариаса, которую он снял в предыдущий картине и пригласил вновь. Девушка не была профессиональной актрисой,
она училась на киноведа, но режиссёру приглянулась броской выразительной внешностью.
В Марии явно было что-то аристократическое, а её лицо чем-то неуловимо походило на лица европейских кинозвёзд. В «Городе первой любви» она предстала студенткой мединститута, запавшей в сердце спортсмену.
Части «Города первой любви» получились разными. Как раз потому, что снимали их два режиссёра.
Истории Яшина вышли неспешными, задумчивыми, философскими. Режиссёр в них размышляет о будущем героев из разных социальных слоёв, о возможности сосуществования людей с противоположным мировоззрением.
А эпизоды, созданные Захариасом, вышли более сентиментальными, романтичными, доверительными, пусть иной раз и мимолётно. Но в целом получился милый поэтичный фильм, где минорные и мажорные интонации чередуются, оставляя после себя ощущение гармонии.
Нельзя сказать, что «Город первой любви» стал очень популярным, да и сегодня он знаком лишь самым преданным поклонникам советского кино. Но при случае познакомьтесь с этой картиной. Хотя бы ради того, чтобы угадать в её героях актёров, которые начали здесь путь к известности.