Павел Кадочников умел находить в своих персонажах то неуловимое человеческое начало, которое превращает киногероя в реального человека, близкого и понятного каждому зрителю.
Но жизнь всенародно любимого артиста окончилась трагически: он сумел принять ранний уход сыновей, но не вынес предательства коллеги. Со дня рождения знаменитого советского актера, режиссера, сценариста и педагога Павла Петровича Кадочникова 29 июля исполняется 110 лет.
Павел Кадочников: биография актера
Детство и юность
Павел Петрович Кадочников родился в Петрограде в 1915 году в семье служащего. Когда мальчику исполнился год, семья перебралась на Урал, в село Бикбарда, на родину отца (ныне в Пермском крае). В разгар Гражданской войны Кадочников-старший вступил в ряды Красной армии, а мать, Агриппина Ивановна, взяла на себя заботу о воспитании двоих детей.
С ранних лет мальчик проявил удивительные способности: прекрасно рисовал, играл на различных музыкальных инструментах и ловко умел «передразнивать» любого человека (обладал даром перевоплощения).
Но после возвращения семьи в Ленинград в 1927 году юному Павлу пришлось столкнуться с суровыми реалиями жизни: из-за тяжелой болезни отца он в 12 лет вынужденно оставил школу и пошел работать на завод «Красный Путиловец» (ныне Кировский завод), чтобы помочь семье.
Завод «Красный путиловец»: очередь за зарплатой. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. Фото: russiainphoto.ru
При этом тяга к искусству не угасла — юноша параллельно учился в детской художественной студии, собирался стать живописцем. Но как-то один из руководителей театрального кружка заметил артистичного подростка и рекомендовал его педагогу Борису Зону. Встреча с этим выдающимся наставником и определила будущее Кадочникова.
На вступительных экзаменах в театральный техникум при Ленинградском ТЮЗе уральский говор Павла сначала ошарашил приемную комиссию. «А что это такое вообще? Что это пришло?» — воскликнула одна из экзаменаторш, лорнируя юношу. Но Зон сразу увидел в нем искру таланта и поэтому взял на себя ответственность за его обучение.
Так уже в 15 лет Кадочников стал студентом. Но вскоре их техникум расформировали, курс перевели в техникум сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств), который Кадочников и окончил в 1935 году.
Начало карьеры в театре
После выпуска Кадочникова приняли в труппу Нового ТЮЗа (ныне ТЮЗ имени А. А. Брянцева в Санкт-Петербурге), где художественным руководителем был его учитель Борис Зон.
Разносторонние творческие способности Павла проявились уже в первых театральных работах. В дипломном спектакле «Снегурочка» по пьесе Островского он сыграл роль Леля, покорив зрителей не только актерской игрой, но и прекрасным голосом. Публика была настолько восхищена его исполнением песен, что аплодисментами останавливала спектакль, требуя повторения.
Эта роль принесла ему не только признание, но и личное счастье: на репетициях «Снегурочки» Павел познакомился со своей будущей женой Розалией Котович, игравшей Купаву. Их брак продлился 53 года.
Талант молодого актера заметил и драматург Евгений Шварц, который специально для Кадочникова написал роль Сказочника в «Снежной королеве». Павел стал первым исполнителем этой роли и впервые произнес знаменитое «снип-снап-снурре, пурре-базилюрре».
Диапазон его актерских возможностей поражал: в 23 года он убедительно играл древнего летописца Пимена в постановке «Бориса Годунова». Кадочников-старший, посетивший спектакль, даже не узнал сына в образе глубокого старика. Когда Павел рассказал, что Пимен — это он, отец был потрясен актерским мастерством юноши.
Лучшие роли в кино: три взлета Павла Кадочникова
Первые роли
Кинематографическая карьера Кадочникова началась в 1935 году с эпизодической роли в фильме «Совершеннолетие». Однако настоящим дебютом можно считать работу в картине Сергея Юткевича «Человек с ружьем» (1938), где он сыграл небольшую, но запоминающуюся роль солдата.
В 1940 году Юткевич пригласил Кадочникова сразу на две роли в фильме «Яков Свердлов» — Леньки Сухова и Максима Горького.
Примечательно, что худсовет сначала был против утверждения одного актера на две роли. Тогда режиссер тайно загримировал Кадочникова под Горького и показал пробы, не говоря, кто играет. Комиссия была впечатлена, а когда узнала, что это всё тот же Павел Петрович, утвердила его на обе роли.
Начало войны совпало с окончанием съемок фильма «Антон Иванович сердится», где Кадочников сыграл одну из главных ролей — композитора Мухина. Последний съемочный день выпал на 21 июня 1941 года. Картина стала символом мирной жизни для блокадного Ленинграда: ее показывали в осажденном городе, давая людям надежду и силы бороться.
В эвакуации в Алма-Ате Кадочников встретился с Сергеем Эйзенштейном, который пригласил его в фильм «Иван Грозный» (1945).
Сцена из фильма «Иван Грозный»: «Пещное действо, шут на празднике». Государственный центральный музей кино. Фото: museikino.ru
Режиссер тоже сразу разглядел в актере уникальный дар перевоплощения и доверил ему целых три роли: князя Владимира Старицкого, халдея в «пещном действе» и царского духовника Евстафия Колычева. За способность Кадочникова моментально полностью менять внешность и сущность персонажей Эйзенштейн дал ему прозвище Оборотень.
Три Сталинских премии
После войны Кадочников полностью посвятил себя кинематографу. В 1947 году вышел фильм «Подвиг разведчика»: роль майора Федотова принесла актеру всенародную славу и первую Сталинскую премию.
Картина имела огромный успех: за первый год проката ее посмотрели 22 миллиона зрителей, пароль с отзывом «У вас продается славянский шкаф? — Шкаф продан, есть никелированная кровать с тумбочкой» вошел в золотой фонд киноцитат.
А Сталин сказал: «Вот таким должен быть настоящий разведчик». Генсек даже выдал Кадочникову шуточную справку о том, что он является «главным разведчиком страны».
Еще одной знаковой работой Кадочникова стала роль летчика Алексея Мересьева в фильме «Повесть о настоящем человеке» (1948) по повести Бориса Полевого. Чтобы достоверно передать страдания героя, актер надевал унты, наполненные сосновыми шишками, ходил и танцевал на настоящих протезах.
Алексей Маресьев, присутствовавший на съемках, рассказывал: «Я ведь полз в течение восемнадцати суток и почти всё время в полубессознательном состоянии, а он в полном сознании ползает здесь в лесу уже более трех месяцев».
В сцене встречи с медведицей Кадочников настоял на съемках с настоящим зверем. Чтобы заставить медведицу подойти и обнюхать актера, его лицо намазали медом. Когда животное начало облизывать Павла Петровича, он выхватил пистолет и произвел выстрел холостыми патронами. Испуганная медведица отскочила и упала — этот момент и вошел в фильм.
Много лет спустя Алексей Леонов, первый космонавт, вышедший в открытый космос, признавался, что именно благодаря Кадочникову он стал сначала летчиком, а потом и космонавтом. «Дорогой Павел Петрович! Вот в этих золотых звездах, что у меня на груди, очень большая частица и вашего труда, души. Вы мне дали путевку туда — к небу и звездам!» — говорил он.
За роль Мересьева Кадочников получил вторую Сталинскую премию, а третью — два года спустя, за роль инженера Ковшова в фильме «Далеко от Москвы». Однако после этого в его карьере наступил первый серьезный кризис — актера перестали приглашать на съемки. Негласный запрет на его участие в фильмах действовал пять лет.
Неласковая оттепель
Павел Кадочников всю жизнь придерживался здорового образа жизни, занимался спортом с детства, включая зимнее плавание и бокс, причем второй — на серьезном уровне. Его физическая подготовка позволяла выполнять сложные трюки в кино.
*
В 1954 году на съемках фильма «Запасной игрок» произошел инцидент: во время боксерской сцены на теплоходе Кадочников одним ударом отправил в нокаут Георгия Вицина, сломав ему ребро. «У нас всё по-честному», — так прокомментировал актер случившееся.
Интересно, что для этой роли Кадочников, которому тогда уже было под 40, несколько месяцев тренировался у чемпиона страны по боксу Ивана Князева. Тренер высоко оценил способности актера: «Второй разряд тебе обеспечен, а может быть, даже и первый».
Новый виток популярности принес Кадочникову не только «Запасной игрок», где он по сюжету фильма демонстрирует свои удивительные способности к перевоплощению, но и комедия «Укротительница тигров» (1954). В этой картине Павел Петрович сыграл мотогонщика Федора Ермолаева, возлюбленного главной героини Лены Воронцовой, в роли которой снялась Людмила Касаткина.
Для съемок актер освоил мотоцикл и выполнял опасные трюки без дублеров. Но знаменитый прыжок под куполом цирка едва не закончился трагедией: заднее колесо мотоцикла приземлилось в паре сантиметрах от края моста.
С Людмилой Касаткиной Кадочников снимался еще дважды: в фильмах «Медовый месяц» (1956) и «Хлеб и розы» (1960). Молва приписывала им роман, но они были просто добрыми коллегами и выгодно смотрелись вместе в кадре. В 1955 году Кадочников получил Серебряный приз Каннского кинофестиваля за роль в фильме «Большая семья» (1954).
Но в 1960-е в карьере Кадочникова наступил второй, еще более длительный период простоя. Как рассказывала внучка актера Наталия, причиной стал его конфликт с Никитой Хрущевым.
Когда журналисты попросили Павла Петровича прокомментировать школьную реформу, предполагавшую введение 11-летнего образования, он эмоционально отреагировал: «Я хочу узнать, какой идиот это придумал?» Услышав, что это инициатива Хрущева, актер не сдержался: «Ну, передайте вашему Хрущеву, что он идиот».
Хрущеву, по всей видимости, передали, и после этого инцидента началась травля артиста в прессе, его перестали снимать в кино. Из-за стресса у Кадочникова развился парез голосовых связок, ему пришлось делать сложную операцию без наркоза.
Врач рекомендовал ему целый год молчать. Но период «бескартинья» в жизни Кадочникова продлился дольше. Тогда актер занялся любимой живописью, написал несколько сценариев и нашел себя в режиссуре.
Заработать на жизнь Кадочникову помогал Николай Черкасов, с которым он сдружились еще на съемках «Ивана Грозного». Черкасов требовал обязательного включения Кадочникова в программу своих творческих вечеров, иначе отказывался выступать, а после концертов значительную долю гонорара передавал другу.
Братья Михалковы
Полноценное возвращение Кадочникова в кинематограф в качестве актера произошло благодаря Никите Михалкову, пригласившему его на роль старика Трилецкого в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Затем последовала роль Вечного Деда в киноэпопее Андрея Кончаловского «Сибириада» (1979), удостоенной Гран-при Каннского кинофестиваля.
По словам Андрона Сергеевича, Павел Петрович случайно прочитал сценарий и загорелся желанием сыграть Вечного Деда, хотя режиссер изначально видел в этой роли совсем другого актера, рассказывала внучка актера Наталия.
Но Кадочников настойчиво напоминал о себе — ежедневно заходил к Андрону Сергеевичу на Мосфильме, произносил «Вечный Дед» и уходил. После проб режиссер признал: «Да. Это Вечный Дед». Павел Петрович чувствовал особую связь с персонажем — сибирская история резонировала с его почти уральским происхождением.
В последний период жизни Кадочников активно снимался, каждый год выходило несколько фильмов с его участием. Среди заметных работ — роли в картинах «Идеальный муж» (1980), «Проданный смех» (1981), «Карантин» (1983), «Блондинка за углом» (1984), теледилогия «Наше призвание»/«Я — вожатый форпоста» (1981, 1986).
Личная жизнь и семейные трагедии
Судьба подарила актеру счастливый брак с Розалией Котович, его однокурсницей. Свадьбу сыграли в день двадцатилетия Павла. Ради семьи Розалия отказалась от актерской карьеры и посвятила себя мужу. В 1944 году у них родился сын Петр.
Кадочников был примерным семьянином, хотя его популярность у женщин с годами не угасала. Поклонницы буквально осаждали дом актера, постоянно ходили слухи о романах, но Розалия с пониманием относилась к славе мужа и всегда повторяла: «Раз в него влюбляются, значит, он хороший актер».
Но еще в юности, до брака, Кадочников вступил в отношения с актрисой и режиссером Татьяной Никитиной, которая была значительно старше. У пары родился сын Константин, но Татьяна, узнав, что Павел собрался жениться на другой, не разрешала им видеться и отказывалась от денег.
Только спустя 14 лет, когда Кадочников был уже женат, на пороге его квартиры появился подросток, назвавшийся его сыном. Розалия приняла мальчика как родного. Оба брата пошли по стопам отца и стали актерами.
Однако судьба нанесла Кадочникову страшный удар — в 1981 году трагически погиб его младший сын. Во время отдыха в Прибалтике 36-летний Петр, который с детства любил лазить по деревьям, забрался на сосну и, повиснув на ветке, начал раскачиваться. Ветка обломилась, он упал с большой высоты и получил тяжелую черепно-мозговую травму. Через три дня, не приходя в сознание, Петр скончался.
Кадочников узнал о трагедии во время съемок фильма «Проданный смех». Впервые в жизни он попросил принести ему на площадку бутылку коньяка, но позже нашел в себе силы продолжить работу.
Спустя три года, в 1984 году, не стало и старшего сына, Константина, — он скончался от инфаркта во время гастролей в Одессе. Обе потери стали непоправимым ударом для Кадочникова: он сильно постарел, похудел, стал немногословным. Только работа помогала ему справиться с горем.
После смерти сыновей внучка Наталия (дочь Петра) переехала жить к дедушке и бабушке. Она тоже стала актрисой, а сейчас руководит Творческой мастерской «Династия» имени Павла Кадочникова.
Последние годы и причина смерти Кадочникова
В последние годы жизни Павел Петрович, несмотря на личные трагедии, продолжал активно работать. В 1983 году он вернулся к режиссуре и снял пронзительный фильм о любви на войне «Я тебя никогда не забуду» по собственному сценарию.
В 1987 году Кадочников приступил к работе над фильмом «Серебряные струны», посвященном создателю первого в России оркестра народных инструментов Василию Андрееву. Эта картина была его давней мечтой: сам Кадочников прекрасно играл практически на всех струнных инструментах.
К этому времени у актера развилась глаукома, он плохо видел и не мог самостоятельно писать сценарий. Тогда Павел Петрович привлек к работе члена съемочной группы Геннадия Смирнова, которому надиктовывал текст. В фильме Кадочников сам сыграл одну из главных ролей и снял в эпизодах свою жену Розалию с внучками — Наталией и Юлией.
После успешной премьеры картины произошло непредвиденное: Геннадий Смирнов подал в суд, заявив, что является единственным автором сценария. Предательство человека, которому Кадочников безраздельно доверял, стало для него еще одним тяжелейшим ударом. Сердце артиста не выдержало, его госпитализировали с инфарктом.
2 мая 1988 года Павел Петрович Кадочников скончался в больнице. Ему было 72 года. Похоронен актер на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.
После его смерти судебная тяжба продолжалась еще год. Геннадий Смирнов судился с вдовой актера, но потом неожиданно отозвал свой иск и исчез. Розалия Котович пережила мужа на 13 лет и умерла в 2001 году.