Работа под фонограмму в 90-х на живых концертах была широко распространена. Закона, запрещающего это безобразие, в России нет. А работать 30 концертов в месяц не каждый певец сможет. Особенно тот, у кого голоcа нет…
Но все-же отличит фанеру от живого звука можно.
Во-первых, прежде всего — голос певца не может звучать ровно и без сбоя дыхания, если певец активно двигается на сцене. Олег Газманов никогда не позволял и не позволяет себе петь под фонограмму. Даже если происходит сбой дыхания — зрители прощают огрехи исполнения, потому что верят любимому певцу и уважают его труд и искренность.
Во-вторых, работа звукорежиссера может подсказать — вы слушаете концерт или смотрите. Если резко поднимается какой-то тумблер, когда певец обращает микрофон в зал — значит включается микрофон. А до этого была фонограмма. Леонид Агутин не работал никогда под фонограмму. И на больших концертах и на закрытых корпоративных выступлениях, и раньше, и сейчас певец работает без фонограммы.
В-третьих, если тембр голоса певца во время общения с залом отличается от того, как голос звучит во время исполнения песни — значит звучит фонограмма. Рок-музыканты никогда не пели и не поют под фонограмму. Это и понятно — харизма и искренность рок-исполнителей просто не позволяет так неуважительно относиться к публике. Да это просто и невозможно на рок-концерте. Идет постоянный диалог с публикой и фонограмма тут не может быть использована. Вы можете себе представить, что-бы фонограмму использовал Юрий Шевчук? Этого просто не может быть, потому, что не может быть никогда!
В-четвертых, если в зале есть краны с телекамерами, то концерт идет под фонограмму. На телевидении традиционно все съемки идут под фонограмму. Сборные большие концерты тоже как-правило идут под фонограмму. Настроить музыкальную аппаратуру для каждого исполнителя просто нет времени и возможности. Валерий Меладзе не использовал фонограмму в своих концертных выступлениях.
В-пятых, если в концертном исполнении композиция звучит точно, как в записи — значит звучит «фанера». Александр Градский никогда не использовал фонограмму. Певец обладал таким голосом, что просто невозможно было представить себе его выступление под фонограмму. А тот, кто слышал голос Градского «вживую» не сможет усомниться в этом.
Все музыканты, поющие в стиле рэп, рок-музыканты и джазовые исполнители, классические оперные певцы поют «вживую». Ну а если вы слушали многочисленные «Миражи», «Ласковый май» или даже «Зайка моя»- значит вы, возможно, лишь созерцали красоту…