Почему фильм о Сталине, отмеченный в 2018 году премией Европейской киноакадемии, запрещен к показу в России

Скандал произошёл после открытого письма министру, когда по решению экспертной комиссии российского министерства культуры было отозвано прокатное удостоверение на британо-французский художественный фильм «Смерть Сталина».

Премьера картины состоялась в 2017 году на международном кинофестивале в Торонто, и фильм сразу был номинирован на одну из премий этого авторитетного кинофорума. А через год картина получила сразу несколько призов, включая «европейский Оскар».

Художественный фильм, снятый в жанре политической трагикомедии, рассказывает о последних днях жизни Иосифа Сталина и последующей борьбе за власть среди советской политической элиты.

С моей точки зрения, эта очень скользкая тема даже для наших российских историков, допущенных к кремлевским архивам. К сожалению, никто до конца не знает всех подробностей тех событий, когда сразу после смерти Сталина началась борьба за главный пост страны, который Сталин занимал более тридцати лет.

В итоге он достался Никите Хрущеву, а его главный оппонент Лаврентий Берия был арестован и расстрелян. Существует несколько версий тех событий, которые построены на одних и тех же фактических датах происходящего, но имеют разную политическую интерпретацию.

И вот в 2017 году уже свою версию тех событий решили показать британские кинематографисты. Хотя исторической версией этот абсурд назвать нельзя. Сценарий написан по опубликованным в 2010 году французским сатирическим комиксам Фабьена Нури и Тьерри Робена, которые в виде графического романа очень вольно интерпретировали те события.

Причем французы уверяли всех, что их сатирический роман основывается на исторических фактах и официальных советских документах. Но сухие официальные документы тех времён не раскрывали подоплёку принятия того или иного решения, поэтому в итоге у французов появилась альтернативная версия истории, которая, если мягко выразиться, имеет большую художественную составляющую.

И именно на основе этой выдуманной истории известный шотландский кинорежиссёр Армандо Ианнуччи поставил свой фильм, в котором главную роль Никиты Хрущева исполнил популярный американский актёр Стив Бушеми. Обладатель «Золотого глобуса» и других кинонаград известен по таким знаменитым фильмам, как «Подпольная империя», «Бешеные псы», «Армагеддон», «Таинственный поезд», «Воздушная тюрьма» и т.д.

Когда я впервые посмотрел этот фильм, в первую очередь бросилась в глаза неудачная попытка авторов картины придать трагическому сюжету весёлый юмористический характер. С моей точки зрения получилось нелепо и совсем не смешно. Но в 2018 году, скорее всего на волне русофобии сразу после громкого «дела Скрипалей», ранее очень авторитетная и уважаемая Европейская киноакадемия вручила свою ежегодную премию именно этой сомнительной во всех планах картине.

Обычно все фильмы, которые получают «европейский Оскар», закупаются десятками стран мира. Так случилось и с этой кинокартиной после присуждения ей высшей европейской премии. В числе покупателей прокатной лицензии среди почти всех стран постсоветского пространства оказалась и Россия.

Но после открытого письма в адрес министра культуры Владимира Медынского, прокатное удостоверение было отозвано и аннулировано.

Это письмо подписали многие известные и уважаемые деятели культуры и искусства России, а также живые потомки исторических личностей, которые показаны в фильме. Среди них сын Никиты Хрущева – Сергей Хрущев, дочь маршала Жукова – Эра Жукова, Правнук Сталина – Яков Джугашвили, которые осудили ложь и цинизм британского фильма.

Но почему-то только после этого открытого письма экспертная комиссия министерства культуры нашла в фильме целый букет нарушений российского законодательства. Это оскорбительное отношение к государственному гимну России, к государственным наградам и символам (ордена и медали), оскорбление ветеранов Отечественной войны и даже явные элементы экстремизма.

Спрашивается, а куда комиссия минкульта смотрела раньше, когда принимала решение о закупке этой кинокартины? Ведь за её лицензию уже были заплачены государственные деньги. В общем, получилось как в том анекдоте: билет на самолёт купили, но не полетели.

Из всех постсоветских республик мудрее всех оказался Азербайджан, который с самого начала отказался закупать этот фильм по причине дословно: «недостаточной художественной ценности картины». Остальные республики, включая Украину, Белоруссию, Армению, Грузию и др. купили и запустили фильм в прокат. А Украина вообще сделала рекордное количество копий и более года крутила его по всем большим и малым кинозалам.

Немного удивила позиция руководителей министерства культуры Беларуси, которые заявили, что фильм впрямую белорусские законы не нарушает, а значит, имеет право быть показанным во всех кинотеатрах страны. Моральная сторона вопроса искажения нашей общей истории, похоже, белорусов не взволновала.

Но примечательно другое. По прошествии трёх лет выяснилось, что в коммерческом плане картина оказалась провальной. Бывшие советские люди просто не поняли – а в чем юмор этой комедии? Смеяться над своей же историей, которая была настоящей трагедией общего в прошлом государства зрители не захотели и в кинотеатры не пошли.

Пару лет назад я попытался посмотреть фильм целиком, но уже через несколько минут начал кусками перематывать вперёд, было жалко тратить своё время. Гротесковая фантасмагория, в которой я совсем не нашёл юмора, и лишь было обидно за классных актёров, которые участвовали в этой халтуре.

И еще обидно, что за этот хлам были заплачены государственные деньги. И как я понял никто за это так и не ответил.

Источник

Оцените статью
Почему фильм о Сталине, отмеченный в 2018 году премией Европейской киноакадемии, запрещен к показу в России
«Я никому не позволю манипулировать своим именем»: Валерия Леонтьева возмутили слухи о принятии им гражданства США