Год назад Россия простилась с легендой советского кинематографа Светланой Светличной. Последние годы жизни актрисы были тяжёлыми для всех – из-за тяжёлой болезни она изводила не только родных, но и всех, кто был рядом. Как уходила актриса, поведала её внучка Мария Ивашова.
Мария Ивашова приехала в студию программы «Пусть говорят» для того, чтобы поучаствовать в дискуссии, которая касалась проблем деменции. Выявить эту проблему достаточно сложно, а жизнь с таким человеком превращается в ад. Но не у всех есть силы и возможности отправить больного в специализированное учреждение.
Семья Светланы Светличной до последнего пыталась помогать звёздной маме, но когда она пошла участвовать в шоу, то им стало страшно за всех, кто находится рядом с ней, ведь никто сначала не понимал – актриса больна.
– Я помню этот момент, когда она пять лет назад в этой студии обвинила любимую внучку Машу, что вы её собираетесь убить, – сказал в эфире Первого канала Дмитрий Борисов.
Тогдашний эфир со Светличной наделал много шума. Всем известно, что у звезды «Бриллиантовой руки» были тяжёлые отношения со старшим сыном, но вот внучку она всегда любила и ценила. Но тут в эфире все стрелы полетели именно в неё. А СМИ смаковали подробности.
– Это было здесь, тут была ртуть, а это же опасно! Вы не можете понять, что же я испытала тогда! Ведь у них было желание от меня избавиться, а избавившись от меня можно спокойно получить квартиру. Потому что больше наследников нет.
Да, это всё было. Не надо говорить обо всех кошмарах, которые меня сопровождали. Я не хочу их видеть, не хочу лежать в одной могиле с сыном. Я не могу надеяться на своих детей, – кричала в камеру Светлана Светличная в эфире «Пусть говорят» от 2020 года.
Только вот затем в студию пришла внучка Маша, которая подробно рассказала о проблемах в семье и сообщила, что Светлана Светличная уже не та, которую мы все знаем.
– Началось всё намного раньше, чем те эфиры. Она же жила одна, посидит-посидит и от скуки начинает вызывать бригаду скорой помощи со словами: «У меня давление, у меня ещё что-то болит, где-то защемило». Если приезжает бригада, которая состоит из женского персонала, то она от госпитализации отказывается.
Если приезжают мужчины – фельдшер, доктор, которые у неё спрашивают: «Госпитализироваться будем, Светлана Афанасьевна?», то она сразу: «Конечно, будем!». И в чём сидит, иногда в чём мать родила, сразу накидывает шубу и уезжает, – описала типичный день Светличной внучка.
Проблема таких больных заключается в том, что даже доктору сложно определить, где правда, а где выдумка. Люди с деменцией до определённого момента очень точно выстраивают себе в голове картинку, которую они придумали. А врач может не знать всех подробностей в семье. Вдруг, там реально всё плохо и дети хотят отобрать квартиру?
– В одну из таких поездок обратно домой из больницы, она заводит разговор: «Слушай, я так жила в Португалии. Такой классный океан, виды, горы. Просто класс». Я сходила в туалет, возвращаюсь и спрашиваю: «Так что там в Португалии?». И слышу: «Какой Португалии? Я там никогда не была!». А между разговором прошло две минуты, – вспоминает случай с бабушкой внучка.
Тогда-то и стали всплывать истории со ртутью. Затем пошли звонки со словами «вы меня хотите убить». И хоть родные жили на другом конце Москвы и желали ей только добра, она всё равно устраивала истерики.
– Она как-то заскучала, позвонила в скорую, её забрали. Через два дня звонят: «Мы её выписываем, забирайте». Я приехала забирать, спускается заведующая отделением и говорит: «Мы её вам не отдадим. Она на медсестру напала, покусала и поцарапала.
Поэтому я своим приказом перевожу Светлану Афанасьевну в 4-ю больницу (речь идёт о психиатрической клинической больнице № 4 им. Ганнушкина в Москве). Так мы впервые столкнулись с принудительной госпитализацией. Не надо говорить, что мы туда сами сдали её по доброй воле, избавившись. Вообще я в этом никак не участвовала, – раскрыла детали внучка.
Всего в специализированном учреждении Светлана Афанасьевна лежала несколько раз – и со временем ей становилось всё хуже. Начала появляться агрессия, потом пострадала память.
– Помните, как она убежала и терялась, мы программу записывали с «ЛизаАлерт». Она тихонечко вышла, взяла ходунки так, что никто не заметил. А ведь у неё сбился сон – человек ложился спать в три часа дня, в девять вечера вставал и шёл в ночь, начинал всем звонить, выходить на лестничную клетку, будить соседей, будить детей, – сказала Мария.
Родственница актрисы призналась, что нужно следить за теми, кто болеет – это безусловно. Но в этой гонке стоит не забывать и о своём ментальном и физическом здоровье, потому что находиться рядом с больным человеком очень тяжело.
Кстати, в эфире внучка Светличной опровергла, что та умерла в психдиспансере.
– Она была в уходовом отделении под присмотром врачей с посещениями на полном пансионе. К ней приезжали, спрашивали: «У тебя всё хорошо?». Как-то она мне сказала: «Мне деньги нужны». Дала ей 100 рублей. Ой, как меня потом завотделением отчитывал.
Деньги не пошли никуда, они стали прятаться, потому что вдруг украдут те, кто рядом. Потом она их переложила, забыла, стала говорить: «Где мои деньги?». Из-за 100 рублей я писала оправдательные письма, что они нашлись, что они мне их вернули, – вспомнила внучка.
В эфире многие сказали, что семья Светличной поступила неправильно. Дело в том, что таким больным важно находиться дома и чувствовать родные стены, ведь ситуация может стать ещё хуже, если они живут за пределами. Но внучка актрисы с этим не согласна.
– Мне всё равно, кто что говорил. Я хочу остаться здоровым человеком и ментально, и физически. Сохранить для собственных детей, иначе заканчивается твоя личная жизнь, – заявила она телеведущему.