«Я натура влюбчивая»: как Светлана Светличная трепала нервы своему мужу Владимиру Ивашову, который прощал ей всё

В 20 лет лицо Владимира Ивашова было на обложке американского журнала «Time» с подписью «Русские покорили Америку!», а дамы в соболях и бриллиантах из Сан-Франциско были без ума от его Алёши Скворцова из фильма «Баллада о солдате». В 55 он, пряча своё знаменитое лицо под вязаной шапкой, разгружал шифер на стройке, чтобы прокормить семью.

Владимир Ивашов, звезда советского кино, чей застенчивый взгляд покорил сразу несколько стран, ушёл из жизни на операционном столе от язвы, которую заработал, таская тяжелые мешки с цементом. Его вдова, красавица Светлана Светличная, позже скажет, что его не стало не столько от физической нагрузки, сколько от невыносимых душевных мук — человек, который не мог жить без ролей в кино и театре, оказался выброшен на обочину жизни, да ещё и сама жена потрепала нервы.

Владимир Ивашов вырос в 16-метровой комнате в коммуналке, в семье, далекой от искусства — отец трудился на авиационном заводе, мама была швеей. Родители готовили сына к рабочей профессии, и он действительно рос мастеровитым парнем, который мог и шить, и готовить, и с любой техникой управиться. Но мальчик был большим поклонником театра кукол Обрацова и втайне от всех мечтал о сцене. Дома, запершись в своей каморке, он сам мастерил кукол из тряпок и поролона и разыгрывал для младшей сестренки целый спектакль, говоря за всех героев разными голосами.

После школы Ивашов рискнул и отнес документы во ВГИК, где мэтр Григорий Козинцев разглядел в статном юноше скрытый талант. А уже на втором курсе в жизнь начинающего актёра ворвалась «Баллада о солдате» — роль, которая стала и его гордостью, и его проклятием.

Режиссер Григорий Чухрай изначально видел в роли Алёши Скворцова уже известного тогда актёра Олега Стриженова. Но отсняв первые кадры, понял — не то. 29-летний Стриженов при всем старании не мог сыграть вчерашнего школьника. Чухрай пошел на огромный риск, остановил съемки и нашел никому неизвестного второкурсника Ивашова. Киноначальство было в ярости, съемочная группа бунтовала, так как хотела работать именно со Стриженовым. Но Чухрай отстоял своего юного героя. И не прогадал. Картина собрала более ста международных наград, а Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко, которая сыграла с ним в дуэте, проснулись мировыми звездами.

Именно во ВГИКе, куда Владимир Ивашов вернулся доучиваться после съемок, он встретил главную любовь и главную боль своей жизни — Светлану Светличную. Она вспоминала, как он впервые вошел в аудиторию: в джинсах и в странной «ковбойской» шляпе, стройный, длинноногий и невероятно застенчивый. Все девчонки курса мгновенно влюбились.

Искра между Светланой и Владимиром пробежала на репетиции студенческого спектакля. «Когда Володя меня поцеловал, меня как током ударило, — рассказывала Светличная. — Я вдруг почувствовала, что целует он не героиню, а настоящую меня». В тот же день Ивашов проводил её до общежития и признался в любви. Светличная тут же побежала звонить родителям в Мелитополь: «Ма-а-ама! Я встречаюсь с «Алешой Скворцовым»!».

Свадьба Светличной и Ивашова была шумной и веселой, с катанием на лошадях и столами, ломившимися от яств. После свадьбы супруги поселились в 16-метровой комнате родителей Владимира. Они жили там вшестером, пока Чухрай не выбил для своего любимца отдельную квартиру.

У них родился старший сын, которого, конечно же, назвали Алексеем — в честь героя из «Баллады о солдате». Он стал врачом-стоматологом и подарил родителям внучку Машу, которая, в свою очередь, назвала своего сына Владимиром, в честь знаменитого деда.

А вот судьба младшего сына актёрской пары, Олега, сложилась трагически. Он так и не смог найти свое место в жизни, пристрастился к алкоголю и ушёл из жизни совсем молодым, в 33 года, от цирроза печени.

Первые десять лет брака, по словам Светличной, были похожи на сказку, они были как Ромео и Джульетта. Но потом начались сложности. Она мечтала о ещё большей славе, и хотела, чтобы муж стал режиссером и снимал её в главных ролях. Их сын Алексей вспоминал, как мать постоянно «пилила» отца: «Иди, Вовка, на Высшие режиссерские курсы. Кто меня в кино снимать будет?».

Но Ивашов считал своим призванием актерство и не хотел идти против своей природы. Из-за этого начались абсурдные ссоры, а вместе с ними и сцены ревности, которые устраивал уже сам Владимир Ивашов, но не без причин. На съемках в Будапеште у Светличной случился роман с режиссером. Коллеги, Сергей Никоненко и Никита Михалков, уговаривали её одуматься, но она лишь оправдывалась своей влюбчивой натурой, говоря, что в ней «всегда чертик сидел».

​Лариса Лужина, работавшая с Ивашовым, тонко подметила: «Мне кажется, что Володя любил Светлану больше, чем она его». Владимир был однолюбом и, казалось, готов был пойти на всё, чтобы сохранить отношения с женой, но однажды его терпению пришёл конец. Брак висел на волоске, он собирался подавать на развод и даже подготовил все необходимые документы, и только тогда Светличная испугалась, что может его потерять. «То, что мы так и не расстались, была не моя заслуга, а Володи. Он умел прощать», — признавалась она. Семью Ивашов спас, но какой ценой? Боль от поступков жены, вероятно, навсегда поселилась в его сердце.

А потом пришли девяностые. Театр-студия киноактера, где Владимир Ивашов служил, был на грани закрытия. Кино рухнуло. Чтобы выжить, он вместе с женой ездил по селам со спектаклем «Стряпуха», выступая не за гонорар, а за банку консервов, палку колбасы и другие продукты. Когда стало совсем невмоготу, Владимир Ивашов, кумир миллионов, пошел работать на стройку. Он специально надевал телогрейку, резиновые сапоги и огромную вязанную шапку, чтобы его не узнавали. Но его все равно узнавали. «Отец очень сильно переживал, — рассказывал сын Алексей. — Чтобы вы понимали, он в 50 лет выглядел на 30, а в 52 уже на 70». Светличная тоже не сидела сложа руки: торговала обувью, мыла квартиру «нового русского» и дополнительно подрабатывала дворником.

​В марте 1995 года, разгружая очередную машину с шифером, Владимир Ивашов почувствовал острую боль. У актёра открылась язва. Его отвезли в больницу. По словам коллег, первая бригада врачей, делавшая операцию, была нетрезвой. Потребовалась вторая операция, но сердце актера не выдержало. Он ушел в 55 лет.

​За год до ухода Владимира Ивашова, его пригласили на вручение премии «Ника», чтобы он вручил награду своему крестному отцу в кино — Григорию Чухраю. У Ивашова не было даже смокинга, пришлось брать напрокат. Поднявшись на сцену, высокий, седой, но всё ещё невероятно красивый, он сказал в зал слова, которые прозвучали как его собственное завещание: «Подумайте! Каждый ли из вас имеет право сказать два слова — «честь имею»? Не надо совершать подвигов в жизни, надо не делать подлостей!». Владимир Ивашов это право точно имел.

Оцените статью
«Я натура влюбчивая»: как Светлана Светличная трепала нервы своему мужу Владимиру Ивашову, который прощал ей всё
18-летняя внучка Александра Маслякова мечтала вести «КВН», а теперь эпатирует внешностью после пластики