Казалось, что Валентина Серова вытянула удачный билет в жизнь: счастливый брак в 19 лет, беременность, а следом и всесоюзная слава. Но судьба забрала всё почти так же быстро, как и дала…
Первая роль в 9 лет
Валентина родилась в Харькове, в семье актрисы Клавдии Диденко и инженера-гидролога Василия Половикова. Когда мама уехала в Москву учиться в школе Малого театра, маленькая Валя осталась у бабушки и дедушки в украинской глубинке.
Однако разлука длилась недолго. После развода Клавдия приехала за дочерью и увезла её с собой в Москву. Не успела девочка оказаться в столице, как судьба распахнула перед ней первые двери.
В девять лет Валентина вышла на сцену Студии Малого театра и сыграла мальчика Давида в пьесе Ромена Роллана «Настанет время». Этот момент стал первым прикосновением к миру, определившему её дальнейшую жизнь.
Любовь с первого танца
Учёба в Центральном техникуме театрального искусства стала для Валентины естественным продолжением детских ролей. Чтобы поступить туда, девушка добавила себе 2 года в паспорте. Она словно росла вместе со сценой и жила ею. В Театре рабочей молодёжи, позже ставшем «Ленкомом», молодой артистке доверяли серьёзные образы.
В 1936 году ей досталась эпизодическая роль в фильме Абрама Роома «Строгий юноша». Картину не допустили до показа, но для Половиковой это стало хорошим первым опытом в кинематографе.
Весна 1938 года перевернула всё. На вечеринке у лётчика Ляпидевского Валентина познакомилась с его другом – Анатолием Серовым. Герой Советского Союза, только вернувшийся с Гражданской войны в Испании, был старше её на 10 лет и знаменит. Но когда он пригласил девушку танцевать, она вдруг почувствовала, как земля ушла из-под ног.
– Сначала я и глаз не могла поднять, а потом посмотрела на него и поняла – пропала, – признавалась позже актриса дочери.
Счастье длиною в год
Анатолия накрыло волной чувств вместе с ней. Уже через неделю после знакомства пара сыграла свадьбу. Муж ласково называл жену «Лапарузкой» – в честь пролива, над которым летал. Их отношения были пропитаны счастьем. А вскоре его стало ещё больше: Валентина узнала, что беременна. Супруги ожидали появления на свет сына.
Весной 1939 года на экраны вышел фильм Константина Юдина «Девушка с характером». Главная роль Серовой сделала её любимицей всей страны. Её образ – задорная, открытая, искренняя советская девушка – стал эталоном. Впервые у миллионов зрителей появилась «новая киногероиня», равная Любови Орловой и Марине Ладыниной.
Но насладиться моментом Серова не смогла: вслед за невероятным успехом пришла ужасная трагедия.
Первый удар судьбы
11 мая 1939 года, в первую годовщину свадьбы, Анатолий Серов погиб во время тренировочного полёта. Вместе с ним разбилась легендарная Полина Осипенко. Ему было двадцать девять, ей – тридцать один. Прах героев захоронили в Кремлёвской стене, а по Красной площади урну нёс сам Сталин.
Валентина стала вдовой в 20 лет. Спустя четыре месяца родился сын, названный в честь погибшего отца.
Немногим погодя на горизонте замелькал другой мужчина. Молодой поэт, очарованный образом Серовой, без памяти влюбился в неё.
Он посещал все спектакли, дарил цветы и признавался в чувствах. Ради своей музы и объекта воздыхания Константин Симонов оставил жену с новорождённым сыном, переключив всё внимание на одну женщину. Она вдохновляла его на новые стихотворения и сценарии. В том числе на знаменитое «Жди меня».
– Самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонаря переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека, – рассказывал в интервью Симонов.
Без сына, без дочери, без мужа
В 1943 году они поженились. Серова сыграла главную роль в фильме «Жди меня», снятом по стихотворению мужа. В годы войны они вместе ездили на фронт, выступали перед бойцами, разделяли славу и опасности.
Их союз считался образцовым, но за красивым фасадом скрывалось немало проблем. Константин не смог принять сына Валентины от первого брака – не устраивал трудный характер ребёнка – и настоял на его отправке в интернат.
После окончания войны артистка всё чаще стала употреблять алкоголь. Сначала это были застолья с друзьями, потом привычка, а позже – зависимость. Клавдия забрала родившуюся во втором браке дочери девочку к себе, чтобы оградить от непутёвой, по её мнению, матери. Даже занавешивала окна в доме, не позволяя Валентине видеть Машу. После суда они в итоге всё же воссоединились.
Тем временем пагубная привычка влияла и на внешний облик, и на состояние актрисы. Ей стали давать всё меньше ролей, а Симонов подал на развод, объясняя это друзьям так:
– Я слишком сильно любил её раньше и слишком мало люблю сейчас.
Замкнутый круг
Валентина теряла всё: красоту, здоровье, любимых. Её сын Анатолий, успевший отсидеть срок в колонии, тоже оказался во власти зелёного змия. Именно он в 35 лет свёл мужчину в могилу. Вот уже второй Анатолий Серов покинул актрису – перенести такой удар было тяжело.
Жизненные тяготы давили на Валентину всё сильнее, и она находила спасение в алкоголе. Он, тем временем, только усугублял положение. Из этого замкнутого круга выбраться в одиночку артистка уже не могла.
В декабре 1975 года актрису видели в последний раз – тогда она пришла за зарплатой в театр. А через несколько дней её нашли мёртвой в квартире. На лице была гематома, на теле – следы ран. Что это было – несчастный случай или нападение – так и не выяснили.
На похороны Валентины Симонов не пришёл, лишь прислал пятьдесят восемь роз – по числу лет, которые ей, согласно паспорту, должно было исполниться через 12 дней.
Ярко вспыхнув на звёздном небосклоне, артистка, подобно комете, так же быстро канула в лету, и лишь призрачный шлейф славы напоминал о кратком, но ослепительном полёте.