Так сложилось, что Гамлет стал главной театральной ролью Владимира Высоцкого. Эту роль он играл 10 лет, и именно в этой роли последний раз выходил на сцену за неделю до своей кончины.
Миллионы любителей творчества Высоцкого по всему миру знают его как пронзительного поэта и самобытного барда. Но лишь небольшая часть его поклонников считают, что Владимир Семёнович в первую очередь был ярким театральным актёром.
И именно театральную сцену он сам считал главной в своей жизни. А написание стихов и песен называл своим увлечением вне основной работы. По крайней мере, он не раз так говорил на своих творческих вечерах и концертах.
И те, кому хоть раз посчастливилось увидеть Высоцкого на сцене театра, не могут с этим не согласиться. Особенно ему удавались роли бунтарей, каким в жизни он был и сам. Галилей в спектакле «Жизнь Галилея», Хлопуша в «Пугачёве», Лопахин в «Вишнёвом саде», Свидригайлов в «Преступление и наказание», и, конечно, Гамлет в знаменитой постановке Юрия Любимова.
На этот спектакль несколько лет билеты можно было купить, лишь отстояв в очереди ночь перед кассами театра на Таганке. С ноября 1971 года по июнь 1980 года спектакль проходил при неизменном аншлаге. С годами менялись исполнители отдельных персонажей, но Гамлет неизменно оставался за Высоцким. И заменить его было почти невозможно, так как весь спектакль был поставлен именно под него.
В конце 70-х, когда Любимов захотел подстраховаться и начал репетировать эту роль с Валерием Золотухиным, Высоцкий посчитал это чуть ли не предательством. И со стороны Любимова, и со стороны Золотухина. В итоге, всё это так и осталось на уровне репетиций, но близкие до этого отношения Высоцкого и Золотухина были похоронены.
И если в 1970 году в одном из интервью на вопрос журналиста – кто ваш лучший друг в театре, он, почти не задумываясь, ответил — Золотухин, то уже в 1979 году Высоцкий о нём сказал очень жёсткие слова, комментируя попытку того забрать роль Гамлета себе:
«Он не предал меня, он предал самого себя. Он знал, что не потянет Гамлета, и взялся за эту роль. Он бы ее испортил».
На что Золотухин сразу попытался отшутиться: «Было время, мы с ним по очереди носили усы, но играть по очереди Гамлета он мне не позволил…»
Хотя вначале Золотухин пытался оправдаться и рассказал свою версию случившегося:
«Дело было так. Володя по семейным обстоятельствам часто отлучался из Москвы в разные страны. Тем самым он ставил производство – то есть, театр – в определенную от себя зависимость. Мы собирались с «Гамлетом» на фестиваль и Любимов для подстраховки приказом своим назначил на роль Гамлета меня. …Репетировать мы начали в то время, когда Володи в стране не было. Все шло нормально, Любимов был доволен моей работой. Тут приехал Высоцкий и, узнав, что я репетирую его роль, заявил: «Валерий, если ты сыграешь Гамлета, в день твоей премьеры я уйду. В самый плохой театр». Хорошо зная Володю, его угрозу, продиктованную уязвленным самолюбием, я всерьез не принял. Гамлета же мне не пришлось сыграть по чисто техническим причинам: Любимов вынужден был бы полностью перекроить под меня готовый спектакль, построенный на индивидуальности Высоцкого».
Интересно и отношение Юрия Любимова к этому спектаклю. Вначале 70-х он не скрывал, что первым проявил инициативу поставить Гамлета именно Владимир Высоцкий, и что, если бы не Высоцкий, то он сам никогда бы этим заниматься не стал.
Первоначально у Высоцкого в голове был свой образ Гамлета, который Любимов считал неправильным в соответствии с классическим пониманием этого героя.
В итоге ему стоило немало трудов добиться с Высоцким компромисса, чтобы Гамлет одновременно соответствовал и его пониманию, и в то же время не уходил от классических норм произведения.
Этот «гибрид» в итоге покорил театральную Москву и навсегда вошёл в историю театра.
Юрий Любимов : «За те десять лет Гамлет менялся вместе с Высоцким. С годами Володя становился импульсивнее и менее сдержанным, а его Гамлет, наоборот, более мудрым и взвешенным…»
В конце 60-х в журнале «Юность» было опубликовано интервью с Аллой Демидовой, озаглавленное «Почему я хочу сыграть Гамлета». Там были такие слова, которые выражали суть того, что хотела объяснить актриса:
«Я превращаюсь в Гамлета. И, превратившись в Гамлета, я погибаю. Потому что сыграть до конца эту роль нельзя, только когда подходишь к этому концу, за которым гибель. Сейчас эту роль я не играю, к сожалению, но кто знает…»
После этой публикации друзья подтрунивали над Демидовой: «Так почему же ты все-таки хочешь играть Гамлета, Алла?». Она в шутку открещивалась: «Боже упаси, тогда Высоцкому придется играть свою мать…».
Дело в том, что в то время в театре уже начались репетиции этого спектакля, в которых Алла Демидова играла Гертруду, мать Гамлета. Актриса понимала, что большинство из них прочли лишь заголовок. Зато Высоцкий после этой статьи подошел к ней и в упор спросил: «Ты это серьезно про Гамлета? Ты подала мне хорошую мысль…»
Сам Высоцкий не любил рассказывать о своей работе над ролью. Говорил, что это излишнее. Мол, если кто-то это хочет понять, пусть приходит на спектакль и смотрит. Поэтому о своей роли Гамлета он сказал очень скупо:
«Совершенно естественно, что каждый актер мечтает сыграть Гамлета. Мне очень повезло, потому что мне удалось сыграть роль Гамлета в том возрасте, в котором он действует в пьесе».
Всего было сыграно 217 спектаклей Гамлета с Высоцким. И, к сожалению, не существует ни одной полной видеозаписи этой постановки. Но тот «Гамлет» не забыт, и страсти по нему не утихают до сих пор.