«Мама стала милой, беспомощной девочкой»: как Анна Терехова ухаживает за больной мамой

Дочь Анна пытается помочь матери с прической, но одно неверное движение — и в её сторону летит нескончаемый поток критики. Всё не то: локоны недостаточно пышные, да ещё и принесённый ею чай слишком горячий. Анна, привыкшая к этим материнским вспышкам ярости, тихо пережидает и молчит, зная, что спорить — себе дороже.

Она понимает: это не капризы звезды. Всё дело в первобытном страхе известной актрисы перед публикой, который выливается на самого близкого человека.

И ровно так же она знает, что через полтора часа, после финального поклона, дверь откроется, и войдет совершенно другой человек. Войдет её настоящая мама — улыбчивая, умиротворенная, обезоруживающе спокойная — и как ни в чем не бывало предложит наконец вместе выпить того самого, уже остывшего чаю.

В статье мы расскажем о непростых отношениях Маргариты Тереховой и её дочери Анны.

Детство Анны началось с финала большой, но непрактичной любви. Её отец, красивый болгарский актер Сава Хашимов, и Маргарита Терехова встретились на съемках. Их роман был кинематографичным — с объятиями под дождем у стен театра и жизнью на две страны. Но, как раз-таки из-за долгих разлук, пара рассталась. Хашимов был звездой у себя в Софии, Терехова — восходящей звездой в Москве. Никто не захотел жертвовать карьерой ради любви.

Брак распался спустя пару лет. Отец превратился для Анны в далекого и чужого человека, который изредка появлялся в её жизни с заграничными подарками вроде жвачки или джинсов. Постоянной отцовской фигуры в её жизни не было.

Воспитание дочки легло на плечи Маргариты, но та была сосредоточена на своём главном романе — с профессией. Первые годы Анны прошли не в уютной квартире, а в крошечной комнатушке театрального общежития, где едва хватало места для кроватки и дивана. Быт был суровым. Когда из Ташкента приехала бабушка, она пришла в ужас, обнаружив, что покраснения на теле внучки, которые Маргарита уверенно называла «диатезом», были банальными укусами блох, живущих в старом диване.

Сама Маргарита Терехова, поглощенная работой, на такие мелочи внимание не обращала. Она, безусловно, была нежной матерью и обожала дочь, но её присутствие в жизни ребенка было похоже на яркие вспышки: вот она берет Аню с собой на съемки в горы и оставляет с кем-то из съёмочной группы, а вот они уже вместе едут в Одессу на площадку «Мушкетеров» и девочка снова остаётся под опекой чужих людей. Для Анны мать была не столько родителем, сколько божеством, которое иногда спускалось на землю, принося с собой ощущение короткого праздника.

Для зрителей и коллег Маргарита Терехова была объектом восхищения и тайной зависти. А Анна видела то, что оставалось за кадром: не только восхищенные взгляды, но и злобу. Она знала, что слава — это не только цветы, но и лезвие, которое завистники могут подсунуть в карман пальто в театре. Или же обидные записки, которые мать молча рвала и выбрасывала.

Анна была свидетелем, как бескомпромиссность матери проявлялась в работе. Вся страна знала о конфликте Тереховой с Тарковским на съемках фильма «Зеркало». Маргарита, которая очень сильно любила животных, наотрез отказывалась выполнять требование режиссера — убивать для одной из сцен петуха. Это был вопрос принципа. Она победила в споре с Тарковским, но Анна видела, чего стоила ей эта и другие подобные битвы. Режиссеры ценили её талант, но побаивались её неудобной натуры.

Дома эта неудобность выливалась в бытовую ругань. Анна, заигравшись с друзьями и не придя вовремя домой, могла нарваться на грозные крики матери. Но она же знала: этот гнев не был настоящим. Он улетучивался через полчаса, и мама снова нежно гладила её по волосам, как ни в чём не бывало. Анна научилась не обижаться, понимая, что долго сердиться её мать просто не умеет.

Но сложнее всего было с личной жизнью. Публика видела независимую, своенравную женщину, которая, казалось, была выше земных привязанностей. Анна видела другое. Она была уверена: её матери, как и любой женщине, отчаянно хотелось иметь рядом сильное плечо и надежный тыл.

Она видела, как мама влюблялась, как каждый раз надеялась. Но слава и невыносимо сложный характер превращали поиск простого счастья в невыполнимую задачу. Маргарита о личном не говорила даже с дочерью — всё держала в себе. И Анна лишь молча наблюдала, как бурные романы неизбежно заканчивались ничем, оставляя после себя только нарастающее чувство обиды и одиночества на пике всенародной любви.

В детстве Анна панически боялась чужого внимания. Она росла застенчивым ребенком, страдала от заикания и сильно этого стеснялась. Выход к школьной доске был для неё пыткой — она мгновенно краснела, терялась и не могла сказать ни слова. Бабушка могла послать её в магазин за хлебом, но Анна, простояв у кассы, так и не решалась заговорить с продавцом и с пустыми руками возвращалась домой.

Казалось бы, с таким характером путь на сцену заказан. И тем не менее, в десятом классе она неожиданно объявила матери, что будет поступать в театральный. Реакция Маргариты была в её стиле: «Никакого «блата» или помощи. Сама поедешь в институт, сама всё узнаешь, сама будешь поступать».

Она сознательно отказалась помогать дочери, считая, что той пора взрослеть. Анна, дрожа от страха, отправилась в ГИТИС в одиночку. Она увидела у входа курящих студентов, постеснялась проходить мимо и не смогла заставить себя даже войти внутрь. Простояв почти час у входа в институт, она ни с чем вернулась домой. «Ну что, узнала, когда будут экзамены?» — спросила мать. «Нет», — ответила Анна. «Ты вообще можешь что-то делать без меня? Завтра пойдёшь ещё раз!».

На следующий день Анна всё-таки пересилила себя. В этом эпизоде — вся суть их отношений. Маргарита не была «мамочкой-наседкой». Она воспитывала дочь через преодоление, требуя от нее такой же силы характера, какая была у неё самой. Единственное, в чем она по-настоящему помогла — договорилась о занятиях с Александрой Стрельниковой, которая лично помогла Анне избавиться от заикания с помощью дыхательной гимнастики. Путь в профессию Анна пробивала сама, поступив в институт лишь с третьей попытки.

Ещё будучи студенткой ГИТИСа, в девятнадцать лет, Анна Терехова родила сына Мишу. Его отцом стал Валерий Боровинских, с которым Анна вместе училась — она на актерском, он — на факультете эстрады. Совмещать материнство и учебу в театральном вузе было непросто.

Маргарита Борисовна, став бабушкой, неожиданно взяла на себя новую роль. Она вдруг проявила невероятную мягкость и мудрость: смотрела, как молодая Анна управляется с младенцем и помогала с его воспитанием.

Первый студенческий союз Анны оказался недолговечным. Она не вдавалась в подробности развода, лишь говорила, что пути разошлись, как это часто бывает с ранними браками. А новая судьбоносная встреча произошла, по иронии, благодаря матери, хоть и косвенно. Маргарита Борисовна как-то посоветовала Анне посмотреть нашумевший спектакль Романа Виктюка «Служанки». Анна пошла. То, что она увидела на сцене, её ошеломило. Особенно сильно её поразила игра актёра Николая Добрынина. После спектакля она, недолго думая, отправилась в гримерку — знакомиться с понравившимся ей актёром. Роман вспыхнул мгновенно.

Вспыхнувший роман с Николаем Добрыниным быстро перерос в серьезные отношения. Они поженились. Их союз казался идеальным: оба начали работать в одном театре, были вместе и дома, и на сцене, и на гастролях. Но главным было то, как Добрынин отнесся к сыну Анны. Он официально усыновил Мишу и с любовью о нём заботился, а мальчик, который до этого рос без отца, всем сердцем принял отчима и стал называть его «папой».

Но и этот союз, вопреки надеждам, тоже дал трещину спустя восемь лет совместной жизни. Анна позже призналась, что в отношениях с Добрыниным были проблемы, которые она долго терпела, поскольку сильно любила и мечтала прожить с этим человеком всю жизнь. Но в какой-то момент терпение всё же лопнуло. Инициатором развода стала она.

Мама, наблюдая за непростой личной жизнью Анны, никогда в её отношения не вмешивалась. Никаких советов о мужчинах или браке не давала. Она отшучивалась, что у Анны личный опыт значительно богаче, и что дочь лучше неё знает, как жить.

К началу нового века Анна уже прочно стояла на ногах. Она нашла для себя второй дом — «Театр Луны» Сергея Проханова, которому отдала двадцать с лишним лет. Как театральная актриса она состоялась, и мать очень гордилась её успехами. Маргарита Терехова приходила на все спектакли дочери и порой признавала: «Пластика у тебя невероятная. Двигаешься так красиво… Я так никогда не умела». Анна в глазах матери стала взрослой женщиной, со своей карьерой и своим непростым личным путем. Она уже не была ребенком, которому нужна была защита. И именно в этот момент Маргарите и Анне Тереховым пришлось поменяться ролями.

Громкий голос Маргариты Тереховой начал угасать постепенно. Первый тревожный звоночек «прозвучал» на работе: в Театре Моссовета актриса вдруг поняла, что не может запомнить текст новой роли. Для неё это было немыслимо, ведь память у неё всегда была феноменальной.

Оказалось, что у неё развивалась болезнь Альцгеймера. Маргарита Борисовна вскоре начала терять ориентацию в пространстве, перестала следить за собой, забывала близких людей.

Вся тяжесть заботы легла на плечи Анны. Она стала главным опекуном матери. Но в этом не было ни капли публичности или самопожертвования напоказ. Анна просто молча взяла на себя эту роль.

Великая Маргарита Терехова стала, по словам Анны, «милой беспомощной девочкой». Она больше не встает с кровати и не говорит.

Анна находится рядом с ней каждый день. Она ложится около мамы на специально оборудованной кровати, читает вслух стихи, которые её мать так любит, или просто рассказывает о том, что происходит в её жизни.

И происходит чудо: их связь не исчезла. Маргарита Борисовна всё ещё узнает дочь. Когда Анна говорит: «Мамочка, это я, твоя Аня», она улыбается, внимательно смотрит, обнимает её и, как в детстве, нежно гладит по волосам. Иногда, когда по телевизору звучит музыка, Маргарита Борисовна оживляется и начинает водить рукой, будто танцует.

Анна признается, что сейчас, лежа рядом с матерью, она часто вспоминает как она обижалась, когда ей доставалось за неправильно завитые локоны или слишком горячий чай, который она приносила матери в гримёрку. Теперь Анна говорит, что просто счастлива тому, что у неё есть возможность обнять маму, побыть с ней и сказать «люблю».

Оцените статью
«Мама стала милой, беспомощной девочкой»: как Анна Терехова ухаживает за больной мамой
«Инспектор ГАИ»: как честный инспектор стал «белой вороной» и остался человеком