Охотник на моржей. Как сложилась судьба Андрея Некрасова, литературного папы незабвенного Капитана Врунгеля

Каждый советский ребенок (и не только ребенок) был прекрасно знаком с Христофором Бонифатьевичем Врунгелем. В обществе бравого капитана и неутомимо-правдивого рассказчика, читатели провели немало прекрасных часов. Но биография «литературного папы» Врунгеля не менее интересна, хотя и далеко не так широко известна.

Ветер дальних странствий

Андрей Сергеевич Некрасов родился в 1907 году в Москве, в семье врачей. С детства мечтал о море, о приключениях, зачитывался книгами Жюля Верна, от корки до корки проштудировал биографии Марко Поло и Христофора Колумба.

Уже в зрелом возрасте Некрасов рассказывал, что порой он просыпался ночью от того, что «ветер дальних странствий» шевелил его волосы, звал в путь. Сердце сжималось от жажды приключений, а на лице мальчишки выступали слезы.

Однако, до поры до времени ему приходилось вести обычный образ жизни. Андрей закончил школу, затем, не желая висеть на шее у родителей, устроился в трамвайное депо монтером путей.

Казалось, молодой человек остепенился, укоренился в обычном быту. Но как бы не так. Ветер дальних странствий сорвал Некрасова с «насиженного места» и понес, понес!

Сначала он очутился

В Мурманске

В самый крупный портовый город страны Некрасов приехал в 1926 году. Родителям 19-летний парнишка сказал, что не может жить без моря, без приключений. Те погоревали-погоревали, и отпустили юношу.

В Мурманске Некрасов подошел к капитану одного из рыболовецких судов и попросился рядовым матросом. Опыт работы монтером трамвайных путей неожиданно пригодился — капитан с удовольствием взял на свой корабль рукастого, сильного парня.

С этого момента жизнь Андрея полностью изменилась: скучные, серые будни сменились приключениями, которые в будущем станут основой для его книг.

Первое морское путешествие было трудным, многое оказалось совсем не так, как представлял себе юноша. Однако, трудности Некрасова не пугали. За четыре года он совершил несколько длительных плаваний на различных судах. Побывал на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, видел Северное Сияние, кормил сгущенкой белых медведей. А кроме того:

«Я ловил треску в Баренцевом море, мыл золото на Амуре, бурил нефть на Сахалине, выстаивал трудные вахты у раскаленных топок судовой кочегарки, бил моржей в Беринговом проливе, добывал китов в Тихом океане».

Замначальника «Дальморзверпрома»

В 1930 году по совету знакомого капитана Андрей поступил во Владивостокский морской техникум Морского Флота СССР, который успешно закончил в 1933 году.

Таким образом, Некрасов стал дипломированным моряком, что открыло ему новые возможности в продвижении по карьерной лестнице. В том же 1933-ем году 26-летний молодой человек становится замначальника морского управления треста «Дальморзверпром».

Должность в «Дальморзверпроме» позволяет Некрасову расширить ареал своих путешествий. Он впервые оказывается за границей — во Вьетнаме, в Японии.

Литературный сын Бориса Житкова

Судьба Андрея Некрасова во многом похожа на судьбу другого знаменитого русского писателя и путешественника Бориса Житкова. Борис Степанович также перепробовал множество профессий, также объехал весь мир, но, в конце концов, полностью посвятил себя писательству.

Некрасов начал писать в 1928 году, но литератором себя не считал. Свои рассказы, который он отправлял в детские журналы «Мурзилка», «Пионер», «Костер», Андрей Сергеевич называл «морскими байками».

Лишь после того, как Борис Житков посоветовал Некрасову «взяться за ум» и писать книгу, Андрей Сергеевич начал серьезнее относиться к своему литературному таланту. Да и писательские амбиции его возросли: публикации в журналах уже не так радовали Некрасова, он хотел издать свою, собственную Книгу.

И в 1935 году мечта Андрея Сергеевича сбылась: вышел сборник его рассказов «Морские сапоги», в котором Некрасов описал свои приключения на Дальнем Востоке.

Издав книгу, Некрасов увольняется из «Дальморзверпрома» и отправляется в Москву.

Моряк окончательно становится писателем.

Капитан Врунгель

В 1936 году в Москве Андрей Сергеевич издает сразу две книги — сборник рассказов «Электрическое солнце» и «Повесть о товарище Кирове» (в соавторстве с Б. Житковым).

Однако, всесоюзная слава ждала 30-летнего писателя в 1937 году, когда журнал «Пионер» начал публиковать юмористическую повесть о самом удачливом, самом неунывающем и самом изобретательном мореходе Христофоре Бонифатьевиче Врунгеле, способном с легкостью заменить радиоприемник зубом с дуплом, а двигатель судна — колесом с белками.

Прототипом Капитана Врунгеля сам Некрасов называл «барона Мюнхгаузена». По замыслу автора, Христофор Бонифатьевич должен был стать нашим, советским Мюнхгаузеным, но не сухопутным, а морским.

Исследователи считают наиболее вероятным прототипом друга Некрасова — капитана дальнего плавания, преподавателя и писателя Дмитрия Лухманова. Лухманов совершил кругосветное путешествие, был неунывающим и находчивым человеком с великолепным чувством юмора. Кроме того, в Ленинградском морском техникуме, директором которого был Лухманов, учился общепризнанный прототип старпома Лома — будущий капитан и знаменитый полярник Иван Александрович Ман.

Однако, представляется, что писатель передал капитану Врунгелю и немало своих собственных черт. Андрей Сергеевич Некрасов был удивительным человеком, настоящим морским волком, балагуром и душой компании. А кроме того, он очень любил травить морские байки о своих приключениях. В этих рассказах реальность и вымысел смешивались столь причудливо, что в наше время достаточно сложно отделить правду от «врунгелевщины».

Так, Некрасов рассказывал, что он сидел в японской тюрьме или, что во время войны его рота захватила автомобиль Евы Браун. Все эти факты — «врунгелевские», это байки Александра Сергеевича, из которых и выросла великая повесть «Приключения капитана Врунгеля».

Темное пятно

Есть в биографии Некрасова один момент, правду о котором не смогли найти даже самые кропотливые исследователи. Это настоящее темное пятно.

В 1941 году Некрасов отправляется на фронт в качестве рядового. Прослужив в этом звании около года, Андрей Сергеевич становится военкором одной из газет.

В 1944 году получает звание лейтенанта, но затем внезапно Некрасова увольняют из армии и отправляют под трибунал.

Что произошло — мы не знаем. Факт в том, что писатель был осужден на три года исправительно-трудовых лагерей. Срок Некрасов отбывал на севере, где занимался строительством нефтедобывающего предприятия.

Корифей советской детской литературы

В начале 50-х Некрасов возвращается в Москву. В 1953-ем году снова начинает публиковаться, выпускает сборники рассказов о море, приключениях.

Повесть о Врунгеле продолжает издаваться огромными тиражами, в том числе, за границей. В принципе, после написания книги о Христофоре Бонифатьевиче, Некрасов мог бы больше никогда не работать — авторских отчислений вполне хватало на жизнь.

Тем не менее, Андрей Сергеевич активно пишет, сотрудничает с различными журналами, является членом редколлегии журнала «Пионер» и альманаха «Океан». Важным для себя моментом Некрасов считает написание научно-популярных статей и книг для подростков, в которых знакомит детей с океанологией, авиацией, историей мореплавания.

В 70-е-80-е Андрей Некрасов считается корифеем советской детской литературы, к которому обращались за помощью молодые литераторы. Кому-то Андрей Сергеевич помогал опубликоваться, но, разумеется, далеко не всем.

15 февраля 1987 года Андрея Некрасова не стало. До 80-лет литературный папа Врунгеля не дотянул всего лишь несколько месяцев.

Так сложилась судьба замечательного писателя, просветителя, большого друга детей, человека, который внес своей вклад в то, чтобы детство каждого из нас было счастливее.

Источник

Оцените статью
Охотник на моржей. Как сложилась судьба Андрея Некрасова, литературного папы незабвенного Капитана Врунгеля
Елена Корикова больше не появится в кино. Что красавица-актриса не поделила с Екатериной Васильевой, и как ей отомстил отвергнутый мужчина?