Упрямство было ее двигателем, а собственные желания — единственным законом. Знаменитой Наталья Воробьева стала не благодаря фильмографии, а вопреки: хватило одной роли, одного точнейшего попадания в образ.
Ее личная жизнь была полна событий. Два брака, толпы поклонников, тайная страсть, длившаяся годами. А в итоге оказалось, что самое большое счастье для нее — это одиночество…

Отец будущей актрисы, руководитель одного из главков в Министерстве химической промышленности СССР, сразу решил, что его дочь ждет блестящее будущее. Пять лет — идеальный возраст, чтобы отдать хрупкую девочку в балет. Но Наташа, уже тогда отличавшаяся независимым нравом, устроила тихий бунт, изобразив неспособность к координации. Педагогам оставалось лишь констатировать полное отсутствие данных.
Зато дома ребенок, прямо глядя отцу в глаза, безупречно повторила все па, демонстрируя силу характера. Последовавшие попытки пристроить дочь в фигурное катание и гимнастику разбились о те же ухищрения.

В подростковом возрасте Наталья решила, что рождена для подиума. Оснований хватало: модельная внешность, врожденное чувство стиля и страсть к красивой одежде. С последним проблем не было, отец-чиновник баловал дочь с детства. Свою первую шубку она примерила в полтора года, а в пятнадцать уже щеголяла в бриллиантах, вызывая зависть сверстниц.
Да и мама работала в самом эпицентре модной жизни — вела показы в Доме моделей. Так что идею дочери поддержала. А вот авторитарный отец, узнав о новых планах Наташи, пришел в ярость. После провала со спортом он рассчитывал, что та, наконец, одумается и займется чем-то серьезным, например, химией.
Но, видя ее решимость, неожиданно сдался. Правда, поставил свое условие:
— Ладно! Но учи французский. А через год мы с тобой выберем что-то стоящее.

Год пролетел как одно яркое мгновение. Наталья даже и не вспомнила об обещании, данном отцу. Но и карьеру манекенщицы пришлось оставить, не хватило роста.
— Раз нельзя выходить на подиум, буду писать о том, что на нем показывают, — решила она и подала документы в ГИТИС на театроведение.
Однако в приемной комиссии случилась загадочная путаница. Заявление абитуриентки Воробьевой оказалось на актерском факультете. Неожиданно для себя Наташа поступила. Но в коллективе ей было одиноко: однокурсницы завидовали ее дорогим платьям и всеобщему вниманию, которое саму ее совершенно не волновало.

Еще студенткой она начала сниматься в эпизодах, несмотря на строгий запрет преподавателей. А потом случай привел Наташу на «Мосфильм», где искали актрису на роль Эллочки-людоедки — хрупкую, с безупречным вкусом. Воробьеву утвердили моментально. А вот сами съемки еще долго откладывали. Гайдай безуспешно искал Остапа, пересмотрев более семидесяти претендентов, пока не нашел своего Бендера в лице Арчила Гомиашвили.
После выхода картины на экран имя нашей героини зазвучало в газетных рецензиях. Однако такая слава не осталась незамеченной в ГИТИСе. Преподавательница Мария Орлова требовала немедленного отчисления нарушительницы, но не смогла этого добиться.

Тогда она перешла к тотальной обструкции: Наташу сняли со всех студенческих спектаклей, а на занятиях просто перестали замечать. Фактически будущей актрисе пришлось осваивать профессию самостоятельно, в условиях полного бойкота. Однако такая независимость ее только устраивала. Наконец-то никто не мешал ей учиться так, как она считала нужным.
Свой первый брак Наталья заключила, как сама позже говорила, «по молодости». Ее избранником стал Сергей Гурзо-младший, сын легендарного актера, обладателя двух Сталинских премий. Они познакомились на съемках фильма «Где вы, рыцари?». Сергей, тогда перекрасившийся в блондина, был неотразим и виртуозно играл на гитаре. Роман закрутился стремительно, и пара, недолго думая, поженилась.

Увы, через полтора года стало понятно, что из общего у молодых людей была лишь съемочная площадка.
— Сережа очень хороший, добрый, но не мой, — признавалась актриса.

Со своим вторым мужем Воробьева познакомилась благодаря его матери. Во время одной из прогулок подруга настояла представить Наталью «потрясающей хорватке». Та сразу прониклась к ней симпатией и вскоре призналась, что мечтает видеть ее своей невесткой. Желание сбылось спустя несколько месяцев.
Студент московского архитектурного института Олег с первого взгляда влюбился в Наташу и практически сразу сделал ей предложение. А вот ей он совсем не понравился. Молодой человек был откровенно некрасив, к тому же выходить замуж за иностранца не входило в ее планы.

Согласиться на предложение руки и сердца девушку сподвиг случай. Олег и Наташа сидели в ресторане гостиницы «Интурист» когда к их столику подошел полупьяный парень, начавший навязчиво приставать. Поначалу они попытались от него отвязаться, но тот начал грязно ругаться.
И тут произошло неожиданное. Интеллигентный Олег снял очки, аккуратно положил их на стол и спокойно поднялся.
— Ты уже пятнадцать минут мешаешь нам своим присутствием, а теперь посмел обругать мою девушку. И я сейчас дам тебе в морду!
К счастью, до драки не дошло. Подоспели официанты и вывели дебошира. А Олег в тот вечер вновь сделал предложение, на которое Наташа дала согласие.

Еще год пара прожила в Москве. Воробьева успела сыграть принцессу Анфису в фильме-сказке Виктора Турова «Горя бояться — счастья не видать». А потом вместе с мужем отправилась в Загреб, где ее ждала удивительно комфортная жизнь.
Муж обеспечивал семью, домработница занималась бытом, а Наталья получила возможность делать то, что хотела — создавать в доме атмосферу. Она успела сняться в двух хорватских фильмах, но актерская карьера вскоре оборвалась. Зачем режиссерам терпеть неудобства с озвучкой русской актрисы, когда местных было в избытке?
Осознание, что любимое кино для нее теперь в прошлом, стало болезненным ударом. Чтобы не сидеть без дела, Воробьева занялась синхронным переводом, который неожиданно хорошо ей давался.

А вот брак с Олегом трещал по швам. Как это часто бывает, супруги двигались в разных направлениях. Когда дистанция между ними стала непреодолимой, пара приняла обоюдное решение расстаться. Причиной стала не измена. Муж оставался милым, добрым и покладистым, но именно это и стало причиной трений между ними.
— Никто не любит сильных женщин, — откровенничала актриса в своем интервью. — Я давила на Олега, требовала, чтобы он был более решительным, более… лидером. А он отступал, уступал. Сначала это казалось милым, потом раздражало, а в конце стало невыносимым.
По словам актрисы, она никогда не ощущала в себе материнского инстинкта. Проблем со здоровьем не существовало, это было ее глубокое внутреннее убеждение.
— Может, все дело в том, что я, взрослея, в душе так и осталась девчонкой?- размышляла она.
После развода с мужем Наталья начала писать. Сначала стихи, потом автобиографическую прозу. Парадоксально, но в противоположность своей героине Эллочке с тридцатью словами в запасе, она нашла призвание в литературе и даже состояла в двух академиях: Российской словесности и Академии славянской литературы и искусства в Болгарии.

Успешный инженер-строитель, тоже хорват по национальности, начал ухаживать за Натальей сразу после ее развода. Хотя сама она в тот период была погружена в себя и отношений не искала. Вообще актриса никогда не проявляла инициативы. Не потому, что кокетничала или ждала особого подхода, а просто в силу характера: она физически не могла себя навязывать.
— Я не самка, делающая стойку на каждого встречного, — с легкой иронией говорила она.
Но с этим мужчиной ей было комфортно. Они прожили вместе 16 лет. Пока он ей не изменил. Он пытался вернуться, просил прощение, но поезд, как считала Наталья, ушел.
— Я тебя больше не люблю, — сказала она ему. — Будущую жизнь планируй один. В ней желаю тебе всего хорошего!

После двух браков и шестнадцатилетних отношений Воробьева пришла к выводу, что семейный союз не для нее. Он ассоциировался у нее с бытом, а совместные обеды с борщом и котлетами, походы в супермаркет и на рынок не приносили ей радости.
— Это не мое, — признавалась она, проводя параллель с нежеланием иметь детей.
Хотя иногда допускала мысль: а может, она просто не встретила того, ради кого готова была бы мириться с пеленками и котлетами? Ведь готовить она не любила, но делала это для друзей, потому что знала: когда приходят близкие, нужно постараться, чтобы им было уютно и вкусно.

Что такое настоящая страсть, Наталье довелось узнать лишь полгода спустя. На одном из светских мероприятий ее представили послу одной крупной европейской страны.
— Я жил и работал в России, — объяснил дипломат. — Очень хотелось бы пообщаться с вами по-русски. Можно нам встретиться?
Последующие два года Наталья жила в состоянии одновременно щемящего счастья и обреченности. Они с дипломатом строили отношения, постоянно помня: будущего у них нет. Его служебный срок в Хорватии подходил к концу, дома ждала тяжело больная жена, а связь на стороне грозила поставить крест на всей его безупречной карьере.
И тем не менее, эти два года стали для нее временем невероятной интенсивности жизни, когда каждый миг, лишенный будущего, ценился как вечность.

Сегодня жизнь Натальи Воробьевой-Хржич по-прежнему наполнена творчеством: она пишет и консультирует хорватские театры по части русской речи. Иногда приезжает в Москву. Писательница давно смирилась с одиночеством, но не разочаровалась в любви.
— Ничто не мешает творить, замуж не собираюсь… Но, возможно, встречу свою половинку не в этой, а в другой жизни, в которую верю,- философски рассуждает 75-летняя Наталья Юрьевна.






