В 1988 году на экраны вышел самый непривычный для советского зрителя фильм Эльдара Рязанова – «Дорогая Елена Сергеевна», где режиссер поднял острую проблему – взаимоотношения разных поколений, рассмотрев их с точки зрения закона «отрицания – отрицания».
Эльдар Александрович – режиссер большой, поэтому Перестройку он стал разменивать на дешевый китч, а поднимал в своих фильмах проблемы социального характера. Так, в предыдущем фильме «Забытая мелодия для флейты» режиссер с одной стороны высмеял чиновников, с другой – показал, что они – такие же люди.
В фильме «Дорогая Елена Сергеевна» Эльдар Рязанов показал честность и одиночество старшего поколения на фоне незрелости и духовной пустоты поколения подрастающего. Роль учительницы, которая любит своих учеников, но не может поступиться принципами и поставить оценки просто так, талантливо сыграла Марина Неелова, которая плохо играть не умеет.
Еще в 1980 году на глаза режиссер прочитал пьесу Людмилы Разумовской, однако в то время критиковать советскую действительность путем представления конфликта поколений режиссеру бы не разрешили, в Госкино знали, как умело Рязанов умеет подчеркивать минусы советской реальности.
Когда же, в период правления Михаила Сергеевича Горбачева, время для экранизации пришло, то режиссер снял ленту всего за 22 дня, так как по кадрам проработал ленту в своих планах.
Кратко о сюжете фильма «Дорогая Елена Сергеевна»: четверо учеников 10 класса приходят домой к своей учительнице, чтобы поздравить ее с днем рождения. Но помыслы их не так чисты, какими кажутся на первый взгляд.
На самом деле ученикам нужен ключ от учительской, где лежат их экзаменационные работы. Хулиганская затея вылилась в настоящую трагедию.
Конфликт показан умело, Рязанов — хороший знаток психолог, он умел противопоставить людей из разных слоев, умел наполнить смыслом сам конфликт. Учительница здесь – не яркая звезда, а почти серая мышь, в которой личность, глубокая интеллигентность, знания и характер видны далеко не сразу.
Молодежь, кажется по началу, ее здесь Рязанов показал совсем неумело. Наспех подобранная музыка, например, композиция «Тореро» группы «Ария», хаотичное, почти непонятное взрослому человеку поведение, все это не производит достойного впечатления.
И только позже, по ходу фильма, понимаешь, что Рязанов очень точно показал молодежь. Она, почуяв свободу, но, не имея опыта, истинных устремлений, просто плывет по течению, следуя инстинктам. В этом фильме Личность противопоставлена незрелой толпе, старое время – новому безвременью. Простой по форме, фильм «Дорогая Елена Сергеевна, очень непроста по содержанию.
Это потом киноленту прочувствовали, рассмотрели ее многослойность. А тогда, в момент премьеры, режиссер вылил ушат холодной воды на интеллектуального зрителя. И правильно сделал – функция кино – это не попкорн, а соразмышление. Рязанов тогда своей цели достиг.