Количество её ролей в фильмах перевалило далеко за сотню, а озвученных персонажей мультфильмов и вовсе свыше двухсот. Голосом Марии Виноградовой в России говорили Одри Хепбёрн и Софико Чиаурели, но звание народной артистки РСФСР она получила лишь в 66 лет. До этого момента советские режиссёры называли актрису «самой народной незаслуженной артисткой».

Мария родилась в городе Наволоки, Ивановская область. В доме, где двери были всегда открыты для гостей. С детства девочку прозвали Маша-Коза за её озорной характер. В студенческие годы прозвище изменилось на Муху, хотя суть осталась той же.
В школьные годы Виноградова посещала кружки, пела и танцевала. Её тянуло к сцене, и желание выступать лишь усиливалось с каждым годом. Потому после выпускного, не раздумывая, отправилась в Москву – поступать во ВГИК.
Желающих попасть на актёрский факультет собралось в тот день огромное количество, но зачислить могли лишь троих. Мария, как и другие, пришла с басней «Ворона и лисица», со «Стихами о советском паспорте». Комиссия уже наслушалась их вдоволь и предложила что-нибудь спеть или станцевать. Абитуриентка с лёгкостью продемонстрировала свои таланты. Хохотали все.

Смешная, раскрепощённая девушка так запомнилась членам комиссии, что Лев Кулешов зачислил её на свой курс. А к концу второго года обучения началась война.
«Подделывали карточки на хлеб, чтобы прокормиться»
Студентов эвакуировали в Алма-Ату – дорога туда заняла почти месяц. Еды практически не было, положенных 400 граммов хлеба не хватало, чтобы прокормиться.
– Наши ребята-художники где-то набрали бумаги и подделывали карточки на хлеб. Покупать что-либо было безумно дорогим удовольствием, а на второй талончик могли дать печенья, и нас это очень устраивало, – вспоминала Мария.
На третьем курсе её утвердили на роль Сони в фильме Кулешова «Мы с Урала». Подготовка к съёмкам была очень серьёзной, однако картина так и не увидела свет.
После ВГИКа Виноградову ждал Театр-студия киноактёра, дебют в фильме Николая Плотникова «Дети Ванюшина», затем съёмки в Польше, в «Последнем этапе».

– Когда я вернулась в Москву, оказалась не у дел, несмотря на диплом с отличием. Жить мне было негде. Кулешов сделал мне прописку в доме при Студии Горького, главк некоторое время платил за комнатушку, которую я снимала, потом перестал. И я поехала с частью нашей труппы в Потсдам.
Один и на всю жизнь
В Германии Мария встретилась с актёром Сергеем Головановым. Несмотря на 12-летнюю разницу в возрасте, коллеги влюбились друг в друга, а спустя 8 лет после знакомства сыграли свадьбу. Вместе они работали у Плотникова, а потом – в Театре-студии киноактёра, где продолжили играть по возвращении в Москву. Там же и оставались до его развала.

В семье родилась дочь Оля, поздний, но обожаемый родителями ребёнок. Она пошла по стопам мамы с папой, чем вызвала в них немало переживаний. И всё же, посещая спектакли с участием дочери, Мария всегда радовалась.
Работала по 2 смены в день
В конце 40-х Виноградова открыла для себя озвучку персонажей мультипликационных фильмов.
– Помню, в своем самом первом мультфильме я озвучивала котёнка, а моего партнёра-кота играл Рубен Симонов, знаменитейший вахтанговец. Я стою перед микрофоном и думаю: как же мне найти нужную интонацию, голос?.. Поскольку в жизни я очень часто играла с котятами, то подумала, что найду характер этого котёнка, виляя хвостом.
И вот стою я, виляю, а Рубен Николаевич смотрит на меня и спрашивает: «Что это ты делаешь?» – «Виляю хвостом». – «Да? Тогда давай вместе…» И вот мы стоим, урчим и виляем хвостами. Это была моя первая встреча с мультипликацией.

После этого предложения посыпались одно за другим. Следующие 20 лет Мария активно занималась дубляжем, приходилось даже работать по две смены в день. Озвучивала героев мультфильмов, зарубежных и отечественных фильмов. Её голосом говорят Дядя Фёдор и Ёжик из «Ёжика в тумане». Работой лёгкой назвать было нельзя – то и дело нужно перевоплощаться в совершенно разных персонажей. Но артистке, несмотря на все трудности, нравилось.
«Можешь больше ничего не говорить»
Ежегодно выходило по несколько фильмов с участием актрисы. В основном роли доставались комедийные и эпизодические. Порой случалось даже отыгрывать по четыре в одной картине. Снималась она в телефильме «Про Красную Шапочку», в «Служебном романе», «Гараже», «Человеке-невидимке». Из всех съёмок Марии особенно запомнились «Калина красная», «Из жизни отдыхающих» и «Салон красоты».

– Помню такой эпизод [в «Калине красной»]: Егор и Пётр пошли по сюжету в баню, а я, как блюститель порядка, стала им вдогонку что-то выговаривать. Рядом сидела собака, которая взяла и гавкнула на меня. Не знаю, как получилось, но я тут же на неё рявкнула: «А ты-то что в этом понимаешь!»
Вдруг слышу, Шукшин кричит: «Снято!» На озвучании у меня даже слёзы потекли от такого откровения, и я не выдержала и поцеловала Васю. Но его заставили вырезать почти целую серию, и этот кусок тоже не вошёл в картину.
Александр Панкратов-Чёрный тоже включил в «Салон красоты» момент с участием Виноградовой, не прописанный в сценарии:
– Я играла уборщицу Верочку. Хожу со шваброй по холлу, и вдруг какая-то женщина спрашивает: «У вас на брови встают?» Я возьми да буркни ей в ответ: «У нас на всё встают». Вдруг появляется Саша и кричит: «Всё! Это надо взять обязательно! Это такая реприза, что ты можешь больше ничего не говорить!»

«Из нашего дома ушёл домовой…»
Мария успела сняться даже в американской комедии «Полицейская академия 7: Миссия в Москве» и во французской короткометражке «Трамвай в Москве». На тот момент ей было 70 лет. Играла артистка до последнего, потому что любила своё дело всей душой и не умела отказывать.
Даже перенеся два инфаркта, она согласилась отправиться на гастроли в Америку. Перед этим всё же согласилась подлечиться в санатории, однако и там пришлось петь и танцевать – попросили дать несколько концертов.
Вернулась из санатория Мария ещё более уставшей, чем уехала туда. И слегла…
Когда её не стало, многие поначалу отказывались верить этой новости. Знали, что долго артистка не могла сидеть дома: если и заболеет, то полежит три дня в кровати, а потом побежит дальше работать.

Но на этот раз всё было серьёзнее некуда. 2 июля 1995 года Марии Виноградовой не стало – она пережила своего мужа на 5 лет. Причиной смерти стал инсульт.
В актёрском доме, где жила семья, актрису прозвали «домовым» за то, что каждому всегда приходила на помощь. Когда она умерла, Михаил Глузский сказал:
– Из нашего дома ушёл домовой. А без домового – что за дом?..






