7 ноября 1990 года. Красная площадь. Колонна демонстрантов с плакатами движется к Мавзолею, с которого народ приветствует высшая партийная верхушка во главе с Михаилом Горбачевым.
Вдруг, один из демонстрантов, отбросив в сторону плакат с надписью «Крепись, государство!», выхватил из-под пальто обрез и направил его прямо на Горбачева. Прозвучали выстрелы…
Александр Шмонов родился 21 февраля 1952 года в Ленинграде. Семья была вполне благополучной, Саша хорошо учился в школе и всем казалось, что он «далеко пойдет».
Однако, после службы в армии Шмонов потерял интерес учебе и устроился слесарем на Ижорский завод в Колпино. Чтобы не «мозолить глаза» родителям, Александр попросил у руководства завода предоставить ему комнату в общежитии, что и было сделано.
Во времена Перестройки Александр увлекся политикой, стал ходить на различные собрания и митинги. Политические взгляды Шмонова вполне отражает этот плакат:
Особо Шмонова интересовала фигура генерального секретаря КПСС Михаила Горбачёва. Поначалу слесарь был в восторге от деятельности генсека, но затем полностью в нем разочаровался.
К концу 80-х Михаил Сергеевич уже являлся для Шмонова чуть ли не личным врагом: Александр считал его препятствием на пути демократического развития России, ответственным за подавление митинга в Тбилиси в 1989 году.
После событий 19-20 января 1990 года в Баку, которые Шмонов интерпретировал в сугубо антисоветском духе, Александр впервые задумывается об убийстве генсека.
В марте 1990 года он начинает расклеивать на улицах Ленинграда самодельные листовки с призывом убить Горбачева.
Подготовка
На скопленные 900 рублей Александр приобретает весьма редкую двустволку немецкого производства. Оружие слесарь покупает вполне законно, получив все необходимые разрешения.
Покушение Шмонов запланировал на 7 ноября 1990 года. В конце октября он отправляет в Кремль письмо-ультиматум с изложением своих требований к власти, но, не дождавшись ответа, начал еще более активно готовиться к покушению.
6 ноября 1990 года Александр Шмонов на поезде отправляется в Москву. С собой он везет плакат «Крепись, государство». Плакат выполнял двойную роль. Во-первых, он отвлекал внимание милиции.
Во-вторых, вместо деревянного древка Александр использовал металлический стержень — таким образом он планировал обмануть металлоискатели, которые могли сработать на обрез.
Утром 7 ноября Шмонов заряжает оружие патронами повышенной убойной силы, гримируется (надевает парик, наклеивает усы). Кроме того, Александр пишет предсмертную записку, которую размешает в кармане брюк:
На случай моей смерти сообщаю, что я хотел попытаться убить президента СССР Горбачёва М. С.
Завершив приготовления, Шмонов отправляется на Красную площадь.
Покушение
В 11.09 находящийся в колонне демонстрантов Александр Шмонов приближается к Мавзолею.
Не дойдя до Мавзолея 47 метров, Шмонов выхватывает обрез, и, прицелившись в голову Горбачеву, нажимает на спусковой крючок.
Находившийся рядом со слесарем сержант милиции Мыльников успевает нанести удар по стволу — одна пуля уходит вверх, другая в сторону ГУМа. Тут же милиционеры и сотрудники КГБ хватают Шмонова и уводят с площади.
В 11.10 трансляция демонстрации по телевидению прерывается: вместо передачи с Красной Площади зрителям предложено посмотреть концерт классической музыки.
В соответствии с политикой гласности, в программе «Время» было сообщено о событии, однако, ведущий ни словом не обмолвился о том, что покушались именно на Горбачева.
…Во время праздничной демонстрации на Красной площади в районе ГУМа прозвучали выстрелы. Как сообщили в пресс-службе Комитета Госбезопасности СССР, задержан житель Ленинграда, произведший из обреза охотничьего ружья два выстрела в воздух. Пострадавших нет. Ведется расследование…
Наказание
В ходе следственных мероприятий было проведено множество экспертиз, которые показали, что у Шмонова практически не было шансов убить первого президента СССР.
Во-первых, под костюмом Горбачева скрывался бронежилет. Во-вторых, ствол обреза был настолько коротким, что пуля просто не могла преодолеть 47 метров, отделяющих слесаря от президента.
Шмонов проводит в СИЗО около года. Следствие квалифицирует его действия, как теракт, но самого Александра сыщики упрямо называют душевнобольным.
Сам Михаил Горбачёв с такой оценкой согласен — он не горит желанием наказывать Шмонова, не стремится упечь его в тюрьму.
В результате слесаря признают сумасшедшим и отправляют в психиатрическую клинику, где он провел четыре года.
Во время лечения супруга Шмонова подала на развод и лишила его родительских прав на дочь.
Выписался Александр уже в самый разгар 90-х годов. Горбачёв давно уже не был президентом, и, по большому счету, ни Шмонов, ни тот, в кого он стрелял, были никому не интересны. Люди занимались выживанием, пытались заработать денег.
Последующая жизнь
Оказавшись посреди стремительно изменившегося мира, Шмонов начал искать свое место под солнцем. На протяжении некоторого времени он работает сантехником, затем создает ремонтно-строительную фирму «Тонна золота».
Полученный опыт пребывания в советском учреждении для душевнобольных произвел на Александра неизгладимое впечатление. В результате в конце 90-х он начал заниматься общественной деятельностью по защите жертв «советской карательной психиатрии».
В 1999 году он даже подал документы в качестве кандидата в Госдуму, но собранные им подписи были признаны сфальсифицированными.
В наше время Александру Шмонову 69 лет. Он пишет книги, бывает на телевидении, где рассказывает, зачем и почему стрелял в Горбачёва.
Однако, главным делом жизни Шмонова после покушения стало желание доказать, что тем погожим днем 7 ноября 1990 года он был полностью вменяем…