«Вечная старуха» советского кино, о которой все забыли: тихая жизнь Александры Денисовой

Советский кинематограф умел обманывать зрителя. Пока одни актрисы в 37 лет играли юных принцесс, кто-то уже в 36 лет превращался в старуху. Александру Денисову никто не видел на экране молодой – с дебютной роли и до конца своего творческого пути она появлялась в эпизодах лишь в образе пожилых женщин. И каждый раз органично вписывалась в кадр.

Днём – работа, вечером – искусство

Александра Денисова родилась в 1904 году в многодетной московской семье. Её отец торговал лесом, а мама вела домашнее хозяйство. Родители рано ушли из жизни, и воспитание детей легло на плечи бабушки, а потом и дяди. Детство младшей Саши быстро закончилось.

После школы она сразу устроилась на работу: с 1920 по 1926 год работала в Райсовете, затем в Госбанке. Но мысли её были заняты другим – кинематографом.

С сентября 1921 года Александра стала по вечерам посещать занятия в ГИТИСе на актёрском отделении, а после выпуска вышла на профессиональную сцену в театре Корша. Когда театр закрыли, она перешла в студию имени М.Н. Ермоловой, а с 1931 по 1936 годы служила в Реалистическом театре.

Начало новой жизни

В 1934 году Денисова вышла замуж за режиссёра Андрея Сергеевича Мартынова. В семье родились двое детей: дочь Ирина и сын Юрий. После рождения сына актриса на год взяла перерыв, но в 1937-м уже вернулась на сцену Московского современного театра.

Через 3 года состоялся её кинодебют в фильме Бориса Барнета «Старый наездник». Александра сыграла пожилую Анисью Павловну, но картина так и не вышла в прокат, и работа актрисы осталась незамеченной. Зрители увидели эту комедию лишь в 1959 году – к тому моменту фильмография Денисовой пополнилась 40 работами.

Мастерица эпизодов

С началом Великой Отечественной войны артистку эвакуировали в Алма-Ату. Там она вошла в состав Центральной объединённой киностудии, снялась в небольших эпизодах фильмов «Котовский» и «Актриса», параллельно выступая с концертами от Казгосфилармонии.

После возвращения «Мосфильма» в Москву стала его штатной артисткой, а в июле 1945 года вошла в труппу Государственного театра киноактёра.

50-е стали насыщенным периодом в творческой деятельности Денисовой. «Чужая родня», «К Чёрному морю», «Тихий Дон», «Капитанская дочка», «Муму» – это лишь часть фильмов, в которых сыграла небольшие роли Александра. В 60-е к ним добавились «Приходите завтра…», «Неуловимые мстители», «Вий», «Золотой телёнок», «Странные люди».

Её героини были «из народа» – матери, соседки, работницы. Иногда схожие по типажу, иногда совершенно разные. И пусть имя актрисы не всегда указывалось в титрах, даже самый короткий эпизод она проживала до конца.

Закат карьеры

Спустя 13 лет брака ушёл муж, и Александра осталась одна с двумя детьми подросткового возраста. Им она отдавала всю себя.

Жила тихо, скромно, сама готовила и шила. На скопленные деньги приобрела фортепиано и осуществила мечту детства – самостоятельно научилась играть на инструменте.

В апреле 1964 года Денисова в последний раз выступила на сцене Театра-студии киноактёра и ушла на пенсию. Сниматься в фильмах же не прекращала до конца 70-х, пока позволяло здоровье. Со временем начали болеть ноги, ходить становилось всё труднее.

Одной из последних её киноработ стала роль Марии Михайловны – соседки Гоши в фильме «Москва слезам не верит». В 1983 году Николай Губенко пригласил актрису в картину «И жизнь, и слёзы, и любовь». Денисова очень хотела сняться, однако состояние сильно ухудшилось.

Последние годы жизни Александра провела с дочерью Ириной. Бывшие коллеги перестали звонить и навещать. Даже не поздравили с 80-летним юбилеем. А через два с половиной года артистки не стало.

Александра Денисова была настоящей как в жизни, так и на экране. Её героини всегда вызывали эмоции, даже если появлялись в кадре на несколько секунд. Она легко перевоплощалась из одного персонажа в другого, но при этом оставалась самой собой. И искренность эта ощущается даже через экран.

Оцените статью
«Вечная старуха» советского кино, о которой все забыли: тихая жизнь Александры Денисовой
— Хватит считать чужое! Моё жильё тебе не достанется! Попробуешь ещё раз — загремишь туда, где даже мамочка тебя не достанет