Почему этот снимок вошел в историю? И как сложилась судьба у героев фотографии?
«Взрыв радости» (Burst Of Joy) считается одной из знаковых фотографий участия США во Вьетнамской войне. Символом окончания военных действий и возвращения всех солдат домой, в том числе и тех, кто попал в плен.
Снимок сделал фотограф Слава Ведер 17 марта 1973 года на военной базе в Калифорнии, куда доставили американских летчиков, освобожденных из плена в Северном Вьетнаме. Как правило, их сбивали вьетнамские зенитчики под руководством советских военных специалистов.
На снимке «Взрыв радости» один из таких американских пилотов, которого прибыла встречать его семья. Спиной к зрителю мы видим подполковника Военно-воздушных Сил Роберта Л. Стирма, проведшего в плену пять с половиной лет. В Голливуде снято немало фильмов о том, как страдали американцы во вьетнамских лагерях военнопленных, что во многом, правда. Вот только зрителям старались не напоминать, что США хотели «вбомбить Северный Вьетнам в каменный век», а потому наносили авиаудары не только по военным объектам, но и по всей инфраструктуре страны. Что приводило к гибели мирных жителей.
Подполковник Роберт Л. Стирм прибыл в Южный Вьетнам на авиабазу США в августе 1967 года. А 27 октября того же года его самолет F-105 был сбит во время бомбардировки крупного железнодорожного моста в Ханое – столице ДРВ. После подписания 27 января 1973 года в Париже соглашения о прекращении войны, власти Северного Вьетнама начали возврат американских пленных.
Фотограф Слава Ведер сделал несколько снимков встречи Стирма со своей семьей. Вот, например, еще один, в цвете:
Но в историю вошел именно «Взрыв радости». За счет своей невероятной динамики и неподдельной радости участников события. Так получилось и потому, что автомобиль с семьей пилота попал в пробку и опоздал на торжественную встречу на авиабазе, где выступал Роберт Стирм от лица всех военнопленных. Едва их машина остановилась у взлетной полосы, как дети просто вылетели навстречу давно ждущему их отцу.
Кроме художественных достоинств, у фотографии есть и не самая приятная подноготная. Пронырливые журналисты, довольно быстро выяснили, что в семье Стирма совсем не так радостно на самом деле.
Мы видим как в объятия к отцу и мужу бегут по порядку: 15-летняя дочь Лорри, 14-летний сын Роберт-младший, 11-летняя дочь Синди, жена Лоретта Стирм и 12-летний сын Роджер. И если к детям, не видевшим своего отца 5,5 лет вопросов нет, то вымученная улыбка супруги бросается в глаза.
За три дня до фото, в день освобождения Роберта Стирма из плена, он получил письмо от своей супруги, в котором та сообщала, что подала на развод. Там были и такие строки:
— Я люблю тебя, мы все любим тебя, но ты должен помнить, как все мы были несчастливы вместе. Это не твоя вина. Мы не подходим друг другу и умудрились сделать друг друга несчастными…
Что означают эти слова, ни Роберт, ни Лоретта Стирм никогда не комментировали. Вскоре вся американская желтая пресса расписывала любовные похождения миссис Стирм. Журналисты нашли как минимум трех мужчин, которые публично признались, что были с ней в отношениях, пока ее муж-герой выживал во вьетнамском плену.
Несмотря на то, что Роберт всеми силами пытался сохранить брак, в 1974 году суд Калифорнии оформил развод супругов Стирм. Старших детей Лорри и Роберта оставили отцу, младших Синди и Роджера – матери. Отца, восстановленного на службе в ВВС, обязали выплачивать 43% от своего дохода в виде алиментов. Семейный дом пришлось продать и разделить деньги. Почти сразу Лоретта вновь вышла замуж. Со своим вторым мужем она прожила долго и счастливо и в 2010 скончалась от рака.
Все дети супругов Стирм сегодня живы. Дочь Лорри — главная «звезда» фотографии – офисный работник. Старший сын Роберт стал стоматологом, младший Роджер пошел по стопам отца и дослужился до майора ВВС. Младшая дочь Синди всю жизнь проработала в общепите официанткой и администратором.
Сам Роберт Л. Стирм вышел в отставку в 1977 году, пытался заниматься бизнесом, но в итоге стал жить на военную пенсию. Вновь женился, но второй брак также сложился неудачно. Фотографию «Взрыв радости» он терпеть не может.