«Любовь и голуби» — о свежести чувств после 40 лет

Два знаковых фильма Владимира Меньшова – «Москва слезам не верит» (1979) и «Любовь и голуби» (1984), казалось бы, не имеют ничего общего – стиль, язык, подбор актёров – такое чувство, что делали разные авторы. Тем не менее, эти две киноистории связаны между собой, и Меньшов ставит забавную «пасхалку» в «Любовь и голуби».

Когда изгнанный Василий смотрит в окна своего дома, по телевизору показывают «Москва слезам не верит» и мы слышим фразу Катерины, сказанную Рудольфу-Родиону: «Жизнь в сорок лет только начинается, это я тебе точно говорю».

После этой реплики «блудный муж» принимается плясать, будто осознав нечто важное. Социальная драма (о москвичах) и комедия (про деревню) сходятся в единой точке – Меньшову почему-то было важно рассказать о любви не слишком юных людей, причём, оба фильма акцентируются не столько на духовной общности (как это происходило у интеллигентов Эльдара Рязанова), а на чувственной составляющей. Если Катя «долго искала» принца-Гошу, то Надюхе предстояло по-новому влюбиться в своего же супруга.

Причём, это какая-то феерическая страсть, какой они сами от себя не ждали. Вообще, если бы не курортная лав-стори с полуинтеллигентной Раисой Захаровной, то …не было бы счастья. Не берусь судить о том, права ли была Надежда, простив своего Кузякина. У этой деревенской женщины – своя правда. Не могу также утверждать, что их дети не получили психологические травмы, особенно Оля. Будем исходить из того, что нам показали — это всё же комедия, а не триллер.

Итак, «крашеная» Раиса, которой «не шышнадцать» украла Васю, а любой человек, потерявши, плачет… Надя-то все годы полагала, что её союз – вечен. Она не особо ценила мужа, считала его увлечения ерундой, третировала при посторонних и – при детях, что вообще нельзя делать. Но тут нашлась эффектная дамочка, закрутившая роман с её Василием. Значит, не так плох? И всегда был хорош — этот брак, явно, создан по любви. Просто не было встряски для чувств… Жизнь после сорока только начинается.

К слову, по пьесе Кузякиным – 50 лет (столько же было Нине Дорошиной, а вот Александру Михайлову — тот самый сороковник), но в данном случае это не столь важно. Им предлагается пережить весну жизни – только осенью! Любимое время года эпохи Стабильности (не считаю, что это был застой!) – это осень.

 Если вспомнить знаменитые фильмы того времени – в кадре чаще всего будет осенний пейзаж. И здесь мы видим, как немолодые люди тайком встречаются – им снова «шышнадцать» или чуть побольше, но фоном – облетающие листья, хмурое небо, серая вода в реке. Напомню, что любовь Кати и Гоши тоже произошла осенью.

Оцените статью
«Любовь и голуби» — о свежести чувств после 40 лет
Советские артисты, которые покинули родину. Как сложилась их жизнь в Америке