Во все времена находились нечестные люди, выдающие чужие секреты. «Предают только свои» — гласит французская поговорка. Известно, что среди персонала королевы Анны Австрийской всегда было несколько шпионов. Например, баронесса Шарлотта де Ланнуа, одна из её камеристок, охотно рассказывала кардиналу Ришелье обо всем, что говорилось в покоях королевы.
На век раньше болтливость Луи дю Га обернулась грандиозным переполохом: он дежурил в коридорах Лувра, и без труда мог определить, кто посещал комнаты принцессы Маргариты де Валуа. А ведь она в ту пору была не замужем! Точно известно, что именно дю Га предал огласке отношения Маргариты с герцогом де Гизом.
Брат французского короля Карла VI, герцог Людовик Орлеанский, получил смертельный удар тоже из-за предательства. Произошло это 23 ноября 1407 года. Давний недруг герцога, Жан Бургундский, искал способы подобраться к нему. Но практически всегда Орлеанский появлялся в окружении плотного кольца охраны. И только навещая даму сердца он иногда делал исключения. Кошелек с золотом помог установить: где он бывает и в какие часы. А дальше – дело техники.
Не только в королевском дворце, но и в каждом большом были свои секреты. Супруги часто создавали только видимость брака – ведь их объединяли по велению родни, а не по собственной воле. В таком случае каждый пытался устроить свою жизнь, и слуги были начеку. Появлялся прекрасный способ получить интересные сведения! А потом выгодно их пристроить!
Кто-то вел политическую игру, собирал сторонников, и это тоже можно было использовать себе на пользу. Жан Франсуа Поль де Гонди, кардинал де Рец, жаловался в своих мемуарах, что парижская прислуга чересчур искусна в делах продажи сведений о своих господах.
Впрочем, и он сам пользовался этой «милой особенностью» персонала: в середине XVII столетия, когда де Рец делал записи, Франция раскололась на два лагеря. Одни поддерживали королеву и Мазарини, другие – мятежных принцев. Каждая сторона пыталась получить как можно больше тайных сведений о другой.
Так что «Подглядывающий Том» на картине Жана Каролуса – это не просто полёт фантазии. Бельгийский живописец, родившийся в 1814 году, отлично знал мир, который воплощал на своих полотнах. В промежутке между 1855 и 1880 годом он создал десятки жанровых картин, имевших большой успех.
Любой, взглянувший на полотно Каролуса, мог восторженно воскликнуть: «Да тут всё в точности, как у меня!». Ведь художник описывал обычные человеческие отношения – ссоры и сомнения, радость при виде первых шажков младенца, объяснение жениха с невестой…
Кстати, о нечестных слугах есть у него еще одна картина: «Подслушивающий». На ней хорошо видно, как одна дама читает письмо, две другие с интересом ее слушают, а за ширмой прячется молодой человек. Скорее всего, он жаждет заполучить сведения, которые обсуждают три эти женщины. И явно не за бесплатно.
Выдавать чужие секреты не гнушались не только слуги. Бывшие возлюбленные, обиженные родственники знаменитостей и сейчас частенько идут на сделку с совестью. Сестра Меган Маркл уверяет, что пишет о ней правдивую книгу. А с подачи офицера Джеймса Хьюитта книга о принцессе Диане (и её отношениях помимо мужа) уже давно написана. И такие сведения всегда вызывают живейший интерес! Слаб человек…
Тогда лишь двое тайну соблюдают
Когда один ее не знает.
(У. Шекспир)
И Шекспир, скорее всего, прав. Лучший способ сохранить тайну – не рассказывать ее вообще никому.
Однако в домах знати и богачей всегда слишком много соглядатаев. Даже четко установленная дистанция и умение «сохранить лицо» не всегда помогают держать секреты на замке. Поэтому в нынешнем мире персонал в такие дома подбирают тщательно, и дают подписать бумагу о неразглашении.
Жан Каролус умер в 1897 году, в Париже. Его полотна хранятся в величайших музеях мира и в частных собраниях.