Встал вопрос о престолонаследии. К тому времени Пётр I влюбился в девушку, польку или литовку по национальности, точно неизвестно. Звали её Марта Скавронская. При крещении она получила имя Екатерины Алексеевны. В 1707 году Екатерина тайно обвенчалась с Петром I. Через год появилась Анна, ставшая герцогиней Голшитнской, а после — Елизавета. Пётр был рад и девочкам, но его не покидали мысли о наследнике мужского пола.
И хоть царь любил Екатерину, у него случались романы на стороне. Так, серьезной угрозой для Екатерины Алексеевны стала княжна Мария Кантемир, носившая под сердцем ребёнка. Им оказался мальчик, правда мертворожденный. Но родился бы он живой, кто знает, как повернулась бы история?
У Петра и Екатерины было много детей, но многие скончались в детском возрасте. В 1715 году родился Пётр Петрович — он считался официальным наследником своего отца. Жизнь отмерила ему всего четыре года, именно этот случай изменил указ о престолонаследии, нарушив традицию передачи власти от отца к сыну. Отныне: от правителя к достойному претенденту.
В 1712 году Петр и Екатерина повторно обвенчались в Исаакиевской церкви. Рядом с родителями стояли Анна и Елизавета — новоявленные цесаревны. А в 1724 произошло неслыханное. Петр короновал свою жену, как полновластную государыню, самолично возложив на неё корону. Это был первый и единственный случай в истории России, когда царица носила сей титул не только по мужу (помимо Марии Мнишек).
Тогда все и поняли матримониальные планы Петра I. Вот кого он избрал своим преемником. Жену. Ту, которая терпела его характер, адюльтер, хотя и сама была замечена в романах на стороне. Но именно ей Петр I смог доверить государство. Даже несмотря на то, что Екатерина Алексеевна, как правительница, была весьма посредственна.
Правда, Екатерина I в своих тайных романах опрометчиво оступилась, выказав свое внимание Виллему Монсу, брату фаворитки Петра I. Монса заключили под стражу и казнили — официально не за связь с императрицей, а за взятки. Пётр был ревнив и измен не прощал. В качестве запасного претендента на трон у него был внук от предателя-сына. Внука звали Пётром Алексеевичем.
Пётр Алексеевич несмотря на то, что он был мальчиком, по иерархии стоял ниже дочерей царевны Прасковьи, жены почившего брата Петра I. Десятилетний мальчик ещё не успел попасть под немилость деда, потому Пётр стал задумываться о том, чтобы сделать приемником своего внука. Почему же не дочерей? Ответ прост: Анна была обручена с заморским герцогом и отказалась от прав на трон, а Елизавета была слишком легкомысленна и должна была выйти замуж за Людовика XV.
Другой вопрос состоял в том, что верхушка аристократии боялась, что с приходом к власти Петра II, очнутся и сподвижники Евдокии Лопухины, первой жены Петра I. А Екатерина Алексеевна хоть государыня так себе, зато своя. Помогала нуждающимся, тепло общалась с придворными. Верхушка аристократии поддержала её.
28 января 1725 году Пётр I скончался. Он не оставил конкретных указаний о своём приемнике. Говорят, что Пётр I хотел написать имя на листке, но его рука дрогнула и безжизненно повисла. Чьё имя он хотел написать, если этот случай правда был? Историки спорят об этом по сей день: «вверяю государство…Екатерине Алексеевне, Петру Алексеевичу или же старшей дочери, Анне Голшитнской?» Этот вопрос и является тайной о завещании Петра I, который мы никогда не узнаем.
Но давайте я попробую порассуждать. При смерти императора, рядом с ним была его супруга. Стоило ли писать её имя на бумажке, если она и так рядом? Почему бы не сказать вслух? Может нужно было письменное подтверждение для верхушки империи, дабы избежать смуты?
А может быть окружение Петра сфальсифицировало его последнюю волю, дабы трон не занял Петр Алексеевич и его сторонники не приблизились к власти? Могла ли быть преемницей Анна, старшая дочь? Могла, но…жена заморского герцога не подходила на роль императрицы российской империи. И Пётр это, вероятно, понимал.
По сей день ходят легенды о неком скрытом завещании Петра I. Что там можно было скрывать? Я предполагаю, что наследником он выбрал Петра Алексеевича, иначе что ещё можно прятать от жены и подданных.
В конце концов трон заняла Екатерина I. У неё была поддержка некоторых видных деятелей, и, что самое главное, гвардии. Гвардия была полностью предана Петру I, и свою верность перенесла на его супругу. Мне это напомнило поддержку янычарами Кёсем султан. И пока сенаторы совещались кому же достанется корона, неким сказочным образом гвардия оказалась внутри зала совещаний, грозя обрушить на их головы весь мир, если Екатерина, любимая жена Петра Великого, не станет государыней.
Против Екатерины были подданные, лишь потому, что она была женщиной, а так же князья Голицыны и Долгорукие, считавшие правление Петра Алексеевича самым верным решением. Право, внук Петра I сядет на трон, но ненадолго. С Екатерины началась эпоха правления императриц. И по случайности, именно женщины занимали трон в результате государственного переворота.
Екатерина I процарствовала всего лишь два года. Государственными делами она практически не занималась, нацелившись лишь на флот — её и почившего супруга любовь к морю.
Завещание Екатерины I, по рассказам историков, было подписано её дочерью Анной. По другим данным — самой императрицей. Так на трон сел совсем юный император Пётр II.
«…а о принятии всероссийского престола подписанною духовную ее величество собственною рукою утвердить изволила вселюбезнейшему внуку, государю великому князю, о чем 7 дня мая от его императорского величества выданным манифестом в народ опубликовано» — В. А. Нащокин