Есть особый вид искусства, фильмы-вехи, которые помогают понять время. «Летят журавли» 1957 года режиссером Михаилом Калатозовым как раз можно отнести к таким.
Авторы этого фильма – люди военного времени, которые Великую Отечественную войну они воспринимали как часть своей биографии. Тогда надвигалось новое время и его лирические интонации в фильме почувствовали режиссер Михаил Калатозов, сценарист Виктор Розов и оператор Сергей Урусевский.
Название пьесы Розова «Вечно живые» сменилось на поэтическое «Летят журавли», а камера Урусевского была буквально влюблена в человека.
Вероника в исполнении Татьяны Самойловой — случайный человек из толпы, и при этом – человек уникальный.
«Летят журавли» — это тихий фильм, в интонации которого много нового и неожиданного, в нем мало слов. Слова обесценили предыдущие десятилетия, а сейчас настало время обнажить чувства.
Образ Вероники – явление новое для второй половины 50-х годов. По разные стороны ее непростого характера разведены Борис и Марк. Один – герой, другой – подлец. Однако призвание их было в другом – любоваться Вероникой, она из-за своей естественности оказалась властна над ними.
Довольно необычен подход авторов фильма «Летят журавли» к судьбе человека. Здесь это не набор взлетов и падений, а путанное чередование событий, на вертикали жизни.
Метафорой фильма стала лестница, по которой в последнее мирное утро поднимается Вероника, а затем взлетает Борис. Эта лестница ведет на фронт.
Финал фильма пробирает до слез – встреча солдат после Победы. Суровые сороковые стали основой сюжета, но главные герои фильма и его главная мысль – в любую безжалостную эпоху рождаются настоящие чувства, которые проявляют самые разные люди.
Это настоящее кино о настоящих людях. Пересмотрите обязательно.