Именно Высоцкий стал одним из инициаторов съемки «Место встречи изменить нельзя». Очень уж понравилась Владимиру Семеновичу книга Вайнеров. Высоцкий активно участвовал в подборе актеров: «забраковал» напарника Николая Губенко (в роли Шарапова), зато активно продвигал вместе него Ивана Бортника (Промокашка).
И вышло так, что когда Станислав Говорухин уезжал куда-то, то на съемочной площадке оставлял вместо себя Высоцкого. Владимир Семенович воспринял новый вызов с огромным энтузиазмом. Каким он был режиссером?
Прежде всего, Высоцкий снимал быстро. Отчасти это было связано с тем, что он «горел работой» и хотел как можно ярче и быстрее себя проявить. Отчасти с тем, что Высоцкому отчаянно не хватало времени. Он хоть и строил планы, но все-таки предчувствовал скорую смерть.
И тем не менее, никогда не позволил себе появиться на съемочной площадке в нетрезвом состоянии. Далее, Высоцкий был человеком требовательным. Он заранее знал, как будет выглядеть тот или иной эпизод. С другой стороны, всегда охотно контактировал с актерами, выслушивал их мнение, шел на компромиссы, помогал. Например, разрешил Юноне Каревой (Желтовская) накинуть на плечи платок во время опознания Фокса.
По отдельным эпизодам мнения расходятся, но все-таки можно с уверенностью говорить о трех.
Во-первых, убийство Васи Векшина.
Во-вторых, сцену допроса Шараповым Груздева.
В-третьих, сцену опознания Фокса.
Чем отличаются эти эпизоды? Прежде всего, Говорухин отмечал, что они немножко длинноваты. Высоцкий много играл в театре, и сцены получились слегка театральными. Это совсем не умаляет их достоинство, просто другой жанр.
Во-вторых, Владимир Семенович был режиссером начинающим. С павильонными сценами он успешно справился, а вот с натурой оказалось сложнее. В данном случае, мы совсем не «ищем киноляпы», просто отмечаем как факт.
В комментариях под моими предыдущими статьями некоторые читатели высказывались в том духе, что имели место, в том числе, операторские просчеты: более опытным операторам следовало подсказать Владимиру Семеновичу, как лучше снять, а они этого не сделали.
Ну, про Волги и толпу, наблюдающую, «как снимают кино», не писал только ленивый.
С другой стороны Чистопрудного бульвара тоже проносятся авто 70-х годов. Безусловно, нужно было перекрывать движение и по той стороне тоже.
Теперь посмотрите на кровавый подтек на лице Васи Векшина.
Где он? Жеглов вытер?
Впрочем, когда смотришь фильм целиком, всего этого не замечаешь и сцены, поставленные Высоцким, совсем не уступают остальным. Позже Владимир Семенович был утвежден главным режиссером «Зеленого фургона». Там бы и отточил мастерство. Но к сожалению, не успел…