Как Алексей Балабанов экранизировал Беккета, Кафку и Булгакова: его герой всегда несчастен

Режиссер Алексей Балабанов знаком зрителю, прежде всего, по фильмам «Брат», «Брат 2» и «Жмурки», которые стали частью отражения нашей действительности на экране.

Однако, Алексей Октябринович не раз обращался к экранизации классических произведений. Получилось у него оригинально, сочно, красиво. Собственно, с классики Балабанов и начала свой путь в большое кино.

СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ, 1991 года

В ролях: Виктор Сухоруков, Анжелика Неволина

Балабанов в начале 90-х взялся за экранизацию цикла «Четыре новеллы» Сэмюэля Беккета. Тогда хороших переводов основоположника театра абсурда в СССР практически не было. Все произведения классика поместились в одном сборнике под названием «Изгнанник», который вышел в 1989 году в стране Советов.

Новеллам режиссер ограничиваться не стал, есть в фильме «Счастливые дни» герои романов «Уотт» и «Мерфи», отголоски сюжетов пьес, которые представлены в фильме наравне с новеллами.

Целью Алексея Балабанова было передать суть идей и дух произведений Беккета. Это ему в определенной мере удалось. Фильм показали даже в Каннах.

Герой Балабанова в этом фильме – одинокий человек в пустынном мире, наполненном самыми разными деталями, складывающимися в один пазл, фирменный пессимизм. Все это можно увидеть и почувствовать уже в первом фильме режиссера.

ЗАМОК, 1994 года

В ролях: Николай Стоцкий, Светлана Письмиченко, Виктор Сухоруков, Андрей Смирнов, Алексей Герман-старший

Экранизация самого известного произведения классика постмодернизма Франца Кафки интересна, прежде всего, тем, что режиссер дописал неоконченное произведение писателя. Поэтому это, скорее, «Замок» Балабанова, нежели «Замок» Кафки.

В центре внимания этого фильма – человек, который идет своим путем, и намерен пройти его до конца. Тут уже чувствуется уверенный стиль Балабанова, его приемы и даже самоповторы.

В этом фильме Алексей Октябринович впервые дает зрителю ответ на вопрос, почему мир вокруг так уродлив. И ответ этот до банальности прост: таким его создали люди, и мир этот – их отражение.

Одна из лучших экранизаций Франца Кафки.

МОРФИЙ, 2008 год

В ролях: Леонид Бичевин, Ингеборга Дапкунайте, Андрей Панин

Режиссер запечатлел Россию перед самой революцией, приближение которой ощущается здесь почти в каждом кадре, хотя вокруг – старая сельская страна.

Молодой доктор здесь идет путем не к самосовершенствованию, а к собственной гибели. И идет он к этому вполне добровольно, как империя к своему закату. Он пытается найти в жизни хоть что-то стоящее, за что может зацепиться, но не может.

Личная драма доктора – это драма всей русской цивилизации, которая вскоре проснется совсем другой. Поэтому надежды на прекращение страданий у главного героя нет. Уйдет он, уйдет. И забрезжит красной зарей время Советов. Под предсмертный смех доктора в Синема.

Итог: каждый из героев Алексей Балабанова в этих фильмах хотел найти счастье, обрести внутреннюю гармонию для себя, для всех, кто вокруг. Но слишком мелочен и несовершенен для них этот мир.

Оцените статью
Как Алексей Балабанов экранизировал Беккета, Кафку и Булгакова: его герой всегда несчастен
Неотразимая блондинка Диана Дорс