Ироничный детектив про советского сыщика из милиции

Ленты про милиционеров — не редкость в советском кино. В их числе — хит 1980 года «Сыщик», рассказавший о начинающем сотруднике органов, немного неуклюжем романтике, оказавшемся в серьёзной переделке.

Сценарий «Сыщика» написал опытный автор Владимир Кузнецов, уже не раз создававший детективные киносюжеты. Поскольку фильм планировалось снимать в первую очередь для молодой аудитории (главный герой — отслуживший в армии абитуриент-неудачник юридического вуза), то сценарий отправился на киностудию имени Горького, которая как раз и специализировалась на картинах для юношества.

Режиссёром стал Владимир Фокин, пока ещё не очень известный. «Сыщик» стал для него первой большой работой и, как позже выяснится, первым громким успехом.

На роль Жени Кулика, того самого Сыщика, как ироничного прозвали милиционера-новичка коллеги, пробовалось несколько молодых актёров. В их числе был и Леонид Ярмольник, но Владимир Фокин остановил выбор на только что окончившем Щукинское училище Андрее Ташкове. Андрей был сыном знаменитой советской кинопары — режиссёра Евгения Ташкова и актрисы Екатерины Савиновой, но

предпочитал делать карьеру самостоятельно, а не пользоваться связями родителей. К моменту встречи с Фокиным он уже появлялся на экране, но роли были такие незначительные,

что порой его имя даже не указывали в титрах. А вот после премьеры «Сыщика» Андрей без преувеличения проснулся звездой.

Леонид Ярмольник в фильм тоже попал, сыграв одного из бандитов. А в образе центрального отрицательного героя, опытного и беспощадного главаря банды Палёного, предстал Борис Химичев, исполнитель уже опытный и хорошо зрителям известный.

В роли начальника Кулика снялся Николай Скоробогатов, а Игорю Кваше досталась роль серьёзного полковника, представителя уголовного розыска из областного управления.

Также на экране появились Лариса Лужина, здесь представшая подругой бандита Палёного и хозяйкой дома, где осели преступники, дебютантка Ирина Аугшкап, Александр ПашутинЮрий Гусев, Вадим Захарченко в двухминутном, но запоминающемся эпизоде.

Сам Владимир Фокин мелькнул в качестве инспектора ГАИ.

В фильме, который сам режиссёр определил скорее как приключенческий, чем как детективный, присутствовало множество трюков.

Часть из них выполнили каскадёры, в том числе каскадёр и постановщик трюков Валерий Беляков, также снявшийся в роли одного из сподручных Палёного.

Но некоторые небезопасные трюки Борис Химичев и Андрей Ташков делали сами, чем заслужили уважение коллег.

Съёмочной группе вообще хотелось сделать хорошее, качественное кино с элементами боевика, поэтому они старались снять даже непростые сцены максимально правдоподобно. Андрей Ташков позже вспоминал, что

оператор ленты Вячеслав Егоров разыскивал по знакомым зарубежные журналы о кино и приносил на съёмки. По напечатанным в журналах фото группа пыталась воссоздать трюки и перенести их в отечественную реальность.

Снимали «Сыщика» в Москве и Смоленске, а сон Жени, во время которого он устраивает красочную разборку в духе Джеймса Бонда с бандитами, создали в Новоиерусалимском монастыре. Он сильно пострадал во время войны и с тех пор выглядел как руины. Зато

такая естественная декорация стала роскошным фоном для приснившейся, полуфантастической схватки мечтательного малиционера и сил зла.

Кстати, снимали в монастыре ранней весной, так что там было довольно холодно. А Ирине Аугшкап, по сюжету возлюбленной Жени, которая, как водится, появляется в критический момент, когда жених буквально на краю гибели, пришлось бегать по промёрзшему полу в лёгких босоножках.

В 1979 году Владимир Фокин завершил съёмки. О фильме он сказал:

«В «Сыщике» сюжет играет очень важную роль, но хотелось, чтобы этот фильм был прежде всего о людях, чтобы каждый персонаж независимо от того, «по какую сторону баррикад» он находится и какое место занимает в картине, был человеком, чтобы люди противостояли людям, а не знаки — знакам».

Летом 1980 года «Сыщик» вышел в прокат. Для режиссёра и исполнителей главных ролей это был настоящий громкий успех: картина моментально стала одним из фаворитов аудитории, хотя шла чуть больше двух часов (две серии).

Зато в ней были захватывающая погоня на машинах, изматывающий марафон по лесу, драматичная схватка между безоружными Палёным и Женей Куликом и лёгкий налёт юмора (помните, как банда смотрит «Красное и чёрное» по телевизору и всерьёз обсуждает персонажей?).

В 1980 году фильм посмотрело почти 44 миллиона зрителей! С этим показателем «Сыщик» вошёл в десятку самых кассовых фильмов года.

К слову, буквально через пару лет Владимира Фокина попросят доделать телефильм по сценарию Юлиана Семёнова. Ленту начал снимать другой режиссёр, причём бюджет был уже серьёзно потрачен, но история не получалась и не складывалась.

Фокин не горел желанием исправлять ошибки коллеги, но после уговоров всё же согласился. Так появился ещё один хит, на этот раз телевизионный, который стал визитной карточкой режиссёра, — «ТАСС уполномочен заявить» (1984).

«Не рычи!», «два лифчика и халат» и осуждающий взгляд героя Николая Скоробогатова на полковника Климова в шляпе, на которой нечаянно посидел Кулик, я помню чуть ли не с детства. А чем запомнился «Сыщик» вам?

Оцените статью