Фильм, неделикатно рассказавший детям о взрослых проблемах

Главный герой ленты «Весенние перевёртыши» (1974) — мальчишка, мир которого меняется на глазах. В самом прямом смысле: как-то Дюшка видит течение времени и это становится для него настоящим открытием. А ещё открытием становится для него другая сторона отца друга Миньки, которого все осуждают, бесконечность Вселенной, безапелляционность и невнимательность взрослых, необъяснимая жестокость ровесников и первая любовь.

Писатель Владимир Тендряков был в СССР очень популярен, его книги были во всех обычных и домашних библиотеках. А ещё он писал сценарии и первой работой в кино для него стала мелодрама «Чужая родня» (1955), зрителям полюбившаяся.

Спустя двадцать лет Тендряков переработал повесть «Весенние перевёртыши» для кино, сценарий утвердили на «Ленфильме» и отдали Григорию Аронову. Аронов был уже опытным специалистом, но снимал фильмы большей частью для взрослой аудитории. Впрочем,

«Весенние перевёртыши» и не назовёшь фильмом только для детей: некоторые сюжетные линии там напрямую рассказывают как раз о жизни людей взрослых, об отношениях в семье, о воспитании и работе.

На главную роль, школьника Дюшки Тягунова, утвердили Рому Мадянова, только что блеснувшего у Георгия Данелии в фильме «Совсем пропащий» (1973) в роли легендарного персонажа Марка Твена Гекльберри Финна. Талант юной звезды был очевиден, а ещё Рома свободно чувствовал себя на площадке, не зажимался и не капризничал. Роман Мадянов позже вспоминал, что

на этом фильме его мироощущение полностью совпало с мироощущением героя: он был того же возраста и тоже открывал для себя мир.

Эпизод, когда Дюшка читает книгу о Вселенной, которую дам ему приятель-старшеклассник Лёва, Рома фактически не сыграл, а пережил. В интервью он говорил, что до этих съёмок вообще не был знаком с астрономией, и книга о космосе и его бесконечности стала для него пугающим откровением.

Ошеломляющий страх перед этой самой бесконечностью мира и ничтожностью одной человеческой жизни, который испытал Дюшка, — это то же самое, что испытал юный актёр.

Роль Миньки, друга Дюшки, получил ленинградский школьник Дима Зарубин. Дима потом снялся ещё в паре лент, но с кино жизнь не связал и информации о том, кем он стал, нет.

Умницу со лёгкими снобистскими наклонностями Лёвку Гейзера сыграл Виктор Краславский, в будущем как раз ставший театральным артистом.

А вот в образе хулигана Саньки Ерахи, державшего в страхе малышню, предстал 15-летний Володя Юрьев. На роль Саньки уже нашли подростка, но ассистент Григория Аронова приметил на ленинградской улице любопытного парня и пригласил его на пробы. Володя о кино не думал, но на киностудию всё же приехал и роль получил. Позднее Владимир Юрьев тоже стал актёром.

Взрослых в «Весенних перевёртышах» сыграли Лариса Малеванная и Николай Пеньков (родители Дюшки), Лев Дуров и Людмила Сапожникова (родители Миньки), Николай Гринько и Зоя Соколова (учителя).

Николай Гринько, к слову, сыграл довольно строгого и резкого человека, хотя в детских лентах он играл в основном героев добродушных, мягких, дружелюбных, располагающих. Его Вася-в кубе (математик Василий Васильевич Васильев) прямолинеен и склонен к скорым выводам, что, как выясняется по ходу истории, не всегда оправдано.

Отдельно добавлю пару слов о роли Льва Дурова (Никита Богатов, отец Миньки), который считается в посёлке человеком не от мира сего. Никита и сам думает, что он человек со странностями, отличающийся от других.

Он никак не может найти место в жизни, мучая и себя, и жену, и сына, но добр, покладист и миролюбив, хотя и безволен. Многие считают эту роль одной из самых трогательных, выразительных и ярких в карьере актёра и не напрасно: Никита часто жалок, но в нём есть что-то необъяснимое, какое-то стремление к неведомому идеалу, которое он несёт через жизнь, несмотря на то, что окружающие смеются.

Он не такой, как все. Но вместе с юными героями фильма тут можно задать себе вопрос, а что же такое это «как все» и надо ли быть таким, как все.

В прокат «Весенние перевёртыши» вышли в 1974 году. В отличие от ленты Георгия Данелии этот фильм не стал сенсацией и прошёл средне. Но неожиданно

Роман Мадянов стал получать письма из других стран, где «Весенние перевёртыши» тоже показали. Он рассказывал, как ему писали ребята из Восточной Европы,

ровесники Дюшки, переживавшие те же чувства и делающие те же открытия. История Дюшки оказалась близка тысячам подростков, которые вступали во взрослую жизнь, независимо от того, где они жили. А я фильм посмотреть советую. Даже если вы смотрели его в детстве или юношестве и уже давно пережили взросление, сейчас вы увидите его иначе. Совсем иначе.

Оцените статью
Фильм, неделикатно рассказавший детям о взрослых проблемах
Николай Расторгуев как пример грамотного музыканта