Путь на сцену
Донатас Юозович родом из Каунаса, где он в 1924 году появился на свет в семье портного. Творческие начинания сына поддерживались родителями, но они настаивали на приобретении серьёзной трудовой профессии. А потому, желая видеть сына ремесленником, родитель убедил Донатаса выучиться гончарному делу.
Но тяготеющий к театру 14-летний мальчик всё же попытался пробиться на сцену. Конечно, без специальной подготовки его туда не приняли. Удача улыбнулась юноше спустя три года, когда в 1941 году друг познакомил его с известным театральным режиссёром Юозасом Мильтинисом, который и взял парня в театр актёром-кандидатом. Потом именно это имя звучало из уст артиста с восторгом и придыханием, когда он говорил о главных учителях в своей жизни.
Именно тогда, в 40-е годы, под руководством своего учителя Донатас Банионис и закончил актёрскую студию при Паневежском театре Мильтиниса.
Кино
А в 1947 в его творческую жизнь пришло кино. Он снялся в массовке фильма «Марита». Более серьёзная работа появилась в конце 50-х. А известность пришла после картины «Никто не хотел умирать» (1966).
Герой Баниониса во время становления советской власти в Литве заменил убитого председателя сельсовета и дал отпор бандитам. Картина получила неоднозначную оценку литовских зрителей. А журнал «Советский экран» признал её лучшей кинолентой года.
Этот фильм Банионис считал одним из лучших в своей кинокарьере. Рядом с ним стояли «Мёртвый сезон» Саввы Кулиша и «Солярис» Андрея Тарковского.
Роль разведчика Ладейникова в полюбившемся зрителям фильме 1968 года «Мёртвый сезон» досталась Банионису не сразу. Поначалу его на студии посчитали недостаточно эффектным для разведчика. Да и сам он был невысокого мнения о своей внешности.
«Какой из меня супермен? Смех, да и только!» Но, увидев прототипа своего героя Конана Молодого, понял, что разведчику не обязательно быть высоким, красивым, с голубыми глазами. Конон Молодый был приглашён в качестве консультанта картины.
Сценарий основательно переделали, и получилась история не о супермене-разведчике, а о человеке. И, когда картина предстала перед зрителями, тысячи мальчишеских сердец загорелись желанием прожить такую же жизнь, как Константин Ладейников.
Спустя годы актёр получал в Кремле юбилейную награду, и в коротком диалоге с российским президентом услышал подтверждение того, что тот стал разведчиком, вдохновлённый главным героем картины «Мертвый сезон».
Годом позже после «Мёртвого сезона» Банионис органично вписался в блестящий ансамбль «Красной палатки» Михаила Калатозова, где ему довелось работать с Питером Финчем, Шоном Коннери, Клаудиа Кардинале, Юрием Визбором. Пусть роль оказалась небольшая, но исполнил её актёр очень выразительно.
Через три года Андрей Тарковский позвал Баниониса в картину «Солярис». Актёр был впечатлён более ранней работой режиссёра — «Андреем Рублёвым», о которой сказал: «Это уже не кино, а искусство». А потому приглашение принял с восторгом.
И Тарковский искал для роли не рядового актёра, а человека, способного понять поэтический язык режиссёра и его замысел. И Банионис, следовавший в своей работе заветам Мильтиниса, рисовал роль внутренним богатством: движениями, жестами, молчанием, взглядом. Высоко духовный, с глубокой мыслью в глазах — таким предстаёт актёр перед зрителями во всех своих образах.
«Солярис» не получил признания советских кинокритиков. Как считал актёр, и на Каннском кинофестивале «Гран-при» дали картине больше из политических соображений, чтобы поддержать опального режиссёра.
Человек-эпоха
За свою карьеру Банионис сыграл более 60 ролей, получил множество наград, признававших его вклад в кинематограф. К ним литовец относился довольно прохладно, считая, что они являются не целью, а лишь признанием его заслуг.
Он всю жизнь учился.
В большинстве фильмов актёра озвучивал Александр Демьяненко — Донатас хорошо владел русским (Достоевского одолел в оригинале), но говорил с акцентом. На польском читал Кафку и Камю. На немецком играл Бетховена. На литовском написал книгу.
«Когда я увидел первый озвученный им фильм «Никто не хотел умирать», мне показалось, что он даже улучшил мою роль.»
В последние годы жизни Банионису часто задавали вопросы о современном кино, на которые он отвечал в частности так:
«Сейчас время такое. Недостаточно нравственное, бездуховное. У каждого времени — своя правда. И своё искусство».
Искусство, в котором во всём нет той глубины, которая была в характере Донатаса Баниониса. О чём говорить, если актёру не нравилось большинство фильмов, в которых он сам снимался.
Немного о личном
С женой Оной актёр прожил в счастливом браке 60 лет.
После смерти жены Оны в 2008 году его дом опустел. Ухудшилось самочувствие, появились признаки потери памяти. Потом стало всё восстанавливаться. И всё же актёр не представлял, что в его жизнь может войти ещё кто-то. Пока не познакомился в 2010-м с Ольгой Рябиковой.
Он несколько раз делал женщине предложение, и в преддверии 90-летнего юбилея артиста 52-летняя Ольга согласилась на брак. Женщина восхитила актёра своей мудростью, и он решил, что она достойна стать членом его большой семьи.
В том же 2014 году актёра не стало: в июле он пережил клиническую смерть, а в сентябре после инсульта покинул этот мир. Зрители вспоминают о нём тепло и восторженно: