«Фильмы дают мне возможность путешествовать не только в пространстве, но и во времени и вглубь человеческой души».
И за собой она вела зрителей, вовлекая их в эти увлекательные, иногда опасные, странные и непонятные путешествия. То же произошло и в ленте «Василий и Василиса», которая вышла в 1981 году: её герои, деревенские жители, вроде бы просты с виду и жизни их не так уж полны событиями, но в их душах ежесекундно что-то движется, переворачивая существование и заставляя аудиторию вглядываться в них всё тщательнее.
Сценарий для фильма написали сама Ирина Поплавская и очень опытный сценарист Василий Соловьёв, который работал в том числе и над сценарием «Войны и мира» (1965) Сергея Бондарчука. В основе сценария был одноимённый рассказ повесть Валентина Распутина, которая Ирине Поплавской очень нравилась.
Прозу Распутина уже не раз экранизировали, и почти всегда это был успех.
Правда, сценаристам пришлось дополнить рассказ, чтобы фильм получился полнометражным, и то, что у Распутина иной раз было описано фразой-двумя, в картине стало уже полноценным эпизодом. Но всё же
Поплавская и Соловьёв бережно отнеслись к источнику и сохранили главное: дух распутинской прозы.
На экране должна была пройти целая жизнь двух главных героев, супругов Василия и Василисы Вологжиных, а значит, исполнителям нужно было по ходу съёмок разительно преображаться. Ирина Поплавская долго отбирала претендентов, но в итоге остановилась на Ольге Остроумовой и Михаиле Кононове.
Большей частью они представали на экране уже во взрослых образа, на долю их героев в молодости пришлись буквально минуты экранного времени.
Особенно хочу отметить Ольгу Остроумову, не побоявшуюся в 33 года (а именно столько ей было на момент съёмок) предстать перед зрителями настоящей старухой, с чуть шаркающей старческой походкой, с изжаренной солнцем и ветрами кожей, с погрубевшим и потусневшим с годами голосом.
В иные моменты просто невозможно поверить, что это красавица-профессорская дочка из рязановской комедии «Гараж», которая вышла годом раньше! В ряде эпизодов актриса снималась без макияжа, в других сценах её накладывали состаривающий грим, но в любом случае нельзя не восхититься смелостью Ольги Остроумовой, прибавившей себе возраста (особенно сейчас, когда быть немолодым стало даже неприличным).
А ещё очень любопытно, колоритно даже Василиса говорит: выраженно окая, с какими-то особыми, едва ли не летописными или сказочными интонациями.
Кстати, Василий, герой Михаила Кононова, таким говором не обладает, хотя в его речи что-то диалектное есть. Михаила Кононова тоже старили на съёмках (а для сцен, где его персонаж юн, молодили), но здесь преображения всё же не столь радикальны, как у Ольги Остроумовой.
Много интересных исполнителей появилось и в образах детей Вологжиных. Пара нажила аж семерых наследников, но два сына, увы, не вернулись с войны. Одного из погибших сыграл Геннадий Фролов, которого после первой же роли в герасимовской «Юности Петра» (1980) зачислили в список самых перспективных молодых артистов.
Геннадий был у режиссёров нарасхват, в 1986 году замечательно сыграл самодовольного царевича в сказке «На златом крыльце сидели», но больше всего запомнился после роли в драме «Завтра была война» (1987). Но 1990 году Геннадий Фролов неожиданно ушёл из жизни всего в 28 лет.
Мелькнул в «Василии и Василисе» Володя Науменко, в 1977 году дебютировавший в кино в образе сына героини Лидии Федосеевой-Шукшиной в мелодраме «Позови меня в даль светлую».
Тремя дочками Вологжиных стали юныедебютантки-сёстры Кутеповы: Злата и близняшки Ксения и Полина.
Злата позднее в кино работать не будет, а вот Ксения и Полина выберут творчество: сегодня они известные кино- и театральные актрисы. Ещё одна дочь — это Татьяна Догилева, но её на экране совсем мало, она появилась буквально с парой реплик.
Также в «Василии и Василисе» снялись Андрей Ростоцкий, Наталья Бондарчук, Майя Булгакова, Игорь Тарадайкин (он тут был дебютантом, пока никому не известным. Позже он тоже снимался, а в последние годы преуспел в озвучании).
Снимали фильм в деревне Богунино под Кимрами в Калининской области, хотя по книге герои живут в Сибири. Но Богунино отлично справилось с изображением сибирских просторов, так что кадры получились ничуть не менее красочными, чем если бы группа действительно отправилась в Сибирь.
И тут, конечно, уместно вспомнить эпизод на пашне, когда
Василиса чуть ли не на себе поднимает заработавшегося, исхудавшего донельзя коня Игреньку
(дело происходит во время войны). В рассказе «Василий и Василиса» такой сцены не было, Василий Соловьёв позаимствовал её из распутинской же повести «Последний срок», но она стала одной из самых душераздирающих в ленте (и тому, кто считает Василису злой бабой, я рекомендую ещё раз пересмотреть этот эпизод).
Не многие обращают внимание, но
сцена с Игренькой снята на чёрно-белую плёнку, и в этом была задумка: режиссёр хотела показать не просто силу духа и волю к жизни Василисы, а саму суть народного характера, неизбывную твердь русского человека.
Краски были здесь ни к чему, внимание сосредотачивается на героине, а не на обстановке.
Премьера «Василия и Василисы» прошла в конце 1981 года. Фильм, похожий на притчу, не снискал широкого успеха, но вряд ли на это можно было рассчитывать: эта картина не для беззаботного досуга,
это фильм, который заставляет думать и во время просмотра, и сильно после.
И однозначно Ольга Остроумова сыграла тут одну из лучших, если не самую лучшую роль.