Начинал же уроженец нынешнего Пермского края со служения драматическому храму искусств.
Так, его бесподобная и ласкающая слух музыка звучит в спектаклях, которые в театральном мире котируются очень высоко—это «Горе от ума» и «Недоросль» из репертуара легендарного Малого театра, «Ревизор», поставленный на сцене Рижского театра русской драмы, «Ромео и Джульетта» столичного ТЮЗа и ещё целый ряд превосходных постановок.
А где-то во второй половине 1950-х Крылатов решил попробовать силы в написании музыки для кинокартин, тем более его товарищ Саша Зацепин, уже имевший некоторый опыт, обещал помочь Жене, если вначале что-то у того не будет получаться. Несколько работ ребята сделали, но называть их здесь не резон. Довольно проходные вещи.
Для нас сейчас важней то, что именно Зацепин, о котором скоро даст Бог напишем, замолвил за друга словечко на «Союзмультфильме» и вскоре открылась новая страница, живительная и благотворная, в биографии нашего героя.
За год до столетия Владимира Ильича Ленина триумфально увидела свет пара анимационных лент, которая моментально вознесла композитора наряду с создателями-мультипликаторами к вершинам успеха
Не знаю как вам, но мне данные фильмы «Дед Мороз и лето» и «Умка» доныне как бальзам на раны несмотря на то, что из детского возраста вышел давным-давно.
Да и то сказать, разве можно забыть чудные мелодии, где есть слова «Ложкой снег мешая,
Hочь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи,
Белые медведи,
Спи и ты скорей, малыш» и «Вот оно какое, наше лето:
Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето,
Дышит лето ветерком.
Ля, ля, ля, ля, ля, ля.
Ля, ля, ля, ля, ля, ля.» Текст, конечно, тоже хорош, однако, музыка Крылатова—это нечто. Просто волшебная.
Ну и пошло-поехало. Евгений выдавал, не побоюсь этого слова, шедевры на гора. Набралось их видимо-невидимо.
Да что там говорить, какие знаменитые мультфильм или художественную картину не возьми -замечательная душещипательная музыка Крылатова просто играет первую скрипку.
Электроник, Алиса, Чародеи, Простоквашино, «Не болит голова у дятла», «Ох уж эта Настя», «Достояние республики», «Не ходите, девки замуж», «С любимыми не расставайтесь», Вася Куролесов. В общем, россыпь сокровищ.
В то же время телесериал с Игорем Костолевским «И это всё о нём» ознаменовало сотрудничество, не прекратившееся и в дальнейшем, нашего героя и аса поэтического творчества Евгения Евтушенко.
Да и вообще, извините меня, на мастеров стихотворных размеров и рифмы Крылатову везло. Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Илья Резник, Леонид Дербенёв, Игорь Шаферан, Михаил Пляцковский, Юрий Энтин—это ли самые что ни на есть замечательные и славные соавторы?
Между тем, замечу, перефразируя Маяковского, что маэстро творил до дней последних донца. Конечно, родом он из Советского Союза, но и России он служил верно и беззаветно, работая над музыкой к телесериалам, издавая сборники лучших вещей, давая приуроченные к знаковым датам выступления.
Однако, со временем Евгению Павловичу, переступившему рубеж 80-летия, каждый его шаг стал даваться с превеликим трудом. Но хорошо, хоть не лежал пластом, а худо-бедно двигался чуть ли не до последнего.
Нить жизни нашего героя три года назад и тоже в мае прервало особенно опасное для людей преклонного возраста двухстороннее воспаление лёгких.
Свой последний приют маэстро нашел на одном из крупнейших в Первопрестольной, но довольно молодом Митинском погосте, который знаменит своей Аллеей Славы — местом захоронения 28 первых ликвидаторов, которые тушили пожар на ядерном реакторе Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года и получили смертельную дозу облучения.
Композитор лежит бок о бок с супругой Севиль Сабитовной, дочерью Сабита Темель Кагырмана, в 14 лет приехавшего в Крым из Турции, и отправившейся к праотцам в 2014 году.
Замечу, что соединили судьбы узами брака они в 1957 году, и, представьте себе, были вместе и в горе, и в печали чуть ли не шесть десятков лет лет, чуть-чуть не дотянув до бриллиантовой свадьбы, она же алмазная.
Между нами говоря, от центральных ворот до могилы Крылатова идти да идти, немудрено и заплутать, коли ориентиров не имеешь.
Оградка черного цвета с украшениями из бронзы с недавних пор заменена бетонным цоколем, хотя два земляных холмика отнюдь не выглядят таковыми. Бросаются в глаза пара деревянных крестов, потемневший и чуть посветлее, с заурядными именными табличками. Краска на обоих крестах ощутимо слезает, хотя, лукавить не будем, некоторый уход за участком заметен.
Прошлой осенью на телеканале НТВ в программе «Ты не поверишь» появился сюжет, в котором акцентировалось внимание на том, что воды утекло уже много, а последний приют маэстро доныне увенчивает «обыкновенный» деревянный крест, в то время как траву вокруг него хоть косой коси.
Замечу, что первой начала звонить во все колокола наша неустаревающая и не терющая свой чудный голос Лариса Долина, в чьем великолепном исполнении Крылатовская вещь «Три белых коня» просто превосходна. Певица не стала долго ходить вокруг да около, а сказала как отрезала, что приложит все свои силы, дабы более-менее достойным монументом почтить память славного мужчины.
Музыкальный деятель Андрей Загорский, в числе прочего основавший в столице нашей Родины в 2004 году лейбл «Легенды 90-х», в который входят более 60-ти артистов эстрады 80-х и 90-х годов, тоже не стал молчать.
Мужчина, в одной из телепрограмм громко раскритиковавший отпрыска нашей уморительной Натальи Крачковской за ненадлежащий уход за могилой мамы и отсутствие памятника, поведал публике о том, что собственными руками уничтожал траву над последним пристанищем Крылатова.
Между тем, особенно возмущало Андрея поведение наследника композитора Павла, подобно сыну Крачковской «забившего» на последний приют бати.
Ну и что бы вы думали, работники СМИ немедленно вышли на этого самого Павла Евгеньевича с безумно назревавшим вопросом—доколе?
И знаете, в каком ключе высказался этот сверхзанятый субъект? Сказал, мол, всему свое время, но пора ещё не подошла, ибо грунт не осел в достаточной степени. То есть, если обычно для уплотнения земли хватает и года, то тут и почти двух с половиной лет оказалось мало. Видать, на Митинском земля какая-то заколдованная.
Мало того и три годя спустя памятника нет. Тогда, кстати, помимо прочего Павел грешил не небезызвестное вирусное поветрие, которое практически лишило его средств к существованию, так что там было не до надгробия.
Кстати говоря, Павел Крылатов, кинодраматург, написавший сценарии к картинам «Бабник» и «Поворот ключа» в данный момент пенсионер, так что в его положение войти сам Бог велит.
К тому же, замечу, что к великому прискорбию, дочурки композитора, Марии, изучавшей на научной основе христианство, не стало через почти полтора года после ухода отца. А ведь ей было всего 55.
Так что помочь материально брату она, увы, не сможет.
Поэтому, Лариса Александровна Кудельман, она же Долина, где же ваш обещанный памятник? Хотя, да, 24 февраля, видать, все планы нарушило. Значит, опять не судьба?
В любом случае Евгению Павловичу Крылатову низкий поклон и вечная добрая теплая светлая память.
И дай нам всем Бог, чтобы в юном месяце мае крылатые качели доставляли нас туда, где только небо, только ветер, только радость впереди.