Как все начиналось
Шишкин родился в январе 1832 года в городе Елабуге. Его отец был купцом — потомственным торговцем хлеба. Семья была небогатой.
Когда мальчику исполнилось 12 лет, его определили в 1-ю Казанскую гимназию. Для будущего художника учеба там была серьезным испытанием. Он пережил множество моральных и физических унижений. Воспоминания о ненавистной гимназии потом долго будут преследовать его.
Спустя четыре года мальчик оставил гимназию и приехал обратно к родным в Елабугу. Там он провел еще четыре года, а потом отправился в Москву, чтобы обучаться ремеслу художника. Мать Ивана не очень приветствовала его увлечение, считая, что сын зря будет марать бумагу. Зато отец (Иван Васильевич Шишкин) поддержал решение сына.
В августе 1852 года Иван Шишкин был зачислен в «Училище живописи и ваяния». Сверстники, глядя на его огромную фигуру и провинциальный костюм, дали ему прозвище «Семинарист».
В училище он проучился до 1856 года, а в 1857 году был зачислен в Императорскую Академию художеств в пейзажный класс Сократа Воробьева.
Петербург не понравился Шишкину. Он считал, что город является «сосредоточием утонченного разврата и пустой фланерной жизни». Зато пригороды Петербурга пришлись Ивану Ивановичу по душе и там он много писал и оттачивал свой талант.
В 1867 году Иван Иванович отправился на Валаам. Вместе с ним поехал семнадцатилетний Федор Васильев, которого художник опекал и обучал изобразительному искусству.
Он очень сблизился с учеником и тот познакомил его со своей сестрой — Евгенией. Ей было двадцать лет, а Ивану Ивановичу тридцать пять.
Евгения Александровна Васильева подарила художнику яркое чувство любви. Он понял, что хочет иметь собственную семью и в 1868 году отправился в Елабугу, получить благословение отца на свадьбу. С 28 октября 1868 года они стали мужем и женой.
Началась тихая и приятная семейная жизнь, наполненная любовью и взаимным уважением. Шишкин продолжал писать картины, а жена поддерживала его. Единственное, что омрачало их счастье — это слабое здоровье Евгении.
В 1869 году родилась дочь Лидия (1869—1931).
В 1871 год появился на свет сын Владимир, а в 1873 году он умер.
В 1873 году в семье появляется снова сын. Назвали Костей.
У Евгении после родов сильно подкосилось здоровье, резко обострилась дремавшая ранее в организме чахотка. В 1874 году в возрасте 27 лет жена Шишкина умерла. А в 1875 году умер сын Костя.
Чем все завершилось
Иван Иванович был сокрушен ударами судьбы. В его жизни началась черная полоса. Он начинает топить горе в алкоголе. Вместе с ним проживала его теща, но она не останавливала зятя. Комарова (племянница художника) вспоминала:
Его некому было удержать; в своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Он начал опускаться нравственно, его характер портился, так как ничто не влияло на него так ужасно, как водка. Мало-помалу он отдалялся от общества Крамского, который один имел на него влияние, и опять сошелся ближе с друзьями своей юности, которые все страдали той же болезнью и в это время совсем уже опустились как художники.
По словам той же племянницы, от окончательного падения в бездну художника спас его успех и желание творить.
Шишкин был влюблен в русскую природу и черпал в ней свои силы.
Зимой 1877 года Иван Иванович познакомился с художницей Ольгой Антоновной Лагодой. Молодая, привлекательная, талантливая она смогла привлечь его внимание и зажечь в его разбитом сердце любовь.
В 1880 году они сыграли свадьбу и счастливые поселились в купленной дачной усадьбе в деревне Выра. Супруге было 30 лет, Шишкину 48 лет. Казалось бы, что он второй раз вытянул счастливый билет…
У семейной четы была полная идиллия.
Дом Шишкиных стал веселым и уютным гнездышком, куда стремились друзья и знакомые пары. По воскресениям супруги устраивали розыгрыши, придумывали шарады, дурачились и танцевали.
Знаменитый русский критик Стасов отзывался про жену Шишкина:
Г-жа Лагода-Шишкина, ещё будучи ученицей знаменитого пейзажиста Шишкина, высказала большое и грациозное дарование; её картины „Этюд леса“ (1880) и „Тропинка“ (1881) обещали в ней замечательную пейзажистку, но, к несчастью, она скончалась в молодых годах, успев написать немного, но прекрасных, очень живописных видов русской природы
Да, увы, но их счастье было очень коротким. 21 июня 1881 года у супругов родилась дочь Ксения. А всего полтора месяца спустя после родов супруга Шишкина скончалась от воспаления брюшной полости.
Убитый горем Иван Иванович постоянно рисовал ее могилу, убранную цветами. Создаваемые картины потихоньку вернули его к жизни. Оставшуюся часть жизни он полностью посвятил работе и достиг в ней апогея своего дарования.
В 1898 году, отправив на выставку картину «Корабельная роща», Иван Иванович приступил за следующий холст. Но написать картину не получилось… Художник неожиданно умер с кистью в руках. У него разорвалось сердце. На момент смерти ему было 67 лет.
Когда «Корабельная роща» появилась на передвижной выставке, публика узнала, что ее создателя больше нет в живых.
И немножко о детях художника. В живых остались две дочери, Лидия от первого брака и Ксения от второго брака.
Лидия Ивановна (она была любимой дочерью Шишкина) вышла замуж за барона Бориса Николаевича Ридингера (он из старинного шведского дворянского рода) и родила 6 детей. С мужем развелась и потом повторно вышла замуж. Умерла в 1931 году.
Ксения Ивановна воспитывалась сестрой матери — Викторией Антоновной. О ней информации мало. Она жила в Финляндии, в 1937 году просила дать ей разрешение на въезд в Россию. Получила его или нет неизвестно. Дату смерти так и не нашла.
Шишкин был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году прах художника вместе с памятником перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.