слава Евтушенко чуть померкла, но говорить, что он ушёл в забвение, никак нельзя. Поэту, тем не менее, хотелось вновь напомнить о себе, и громко напомнить. И ему это удалось.
Сценарий для фильма «Взлёт» написал сценарист Олег Осетинский. Человеком он слыл талантливым, но непростым, немногие находили с ним общий язык. Однако
сценарий «Взлёта» критики сразу же похвалили, фильм мог бы получиться монументальным, философским, он мог бы стать новым явлением в советском кино.
Режиссёром стал Савва Кулиш, создатель мощного и невероятно популярного детектива «Мёртвый сезон» (1968) и политической драмы «Комитет девятнадцати» (1971). Сценарист Олег Осетинский в главной роли видел своего друга Иннокентия Смоктуновского, именно под него он и выписывал образ Циолковского.
Но, по словам Осетинского, от Смоктуновского отказался Кулиш. А вот Евгений Евтушенко упрашивал сценариста разрешить ему взяться за роль космолога.
У поэта, бывшего одним ярчайших из представителей эпохи оттепели, уже был опыт съёмок, однако то были роли эпизодические, незначительные, большей частью Евтушенко играл самого себя. Здесь же предстояло быть в центре внимания всё время (а лента предполагалась двухсерийной!). В конце концов
Евгений Евтушенко уговорил Олега Осетинского, и тот дал разрешение Савве Кулишу снимать поэта в главной роли.
На роль добросердечной и сострадательной супруги Циолковского взяли Ларису Кадочникову, а его товарища и главного соратника аптекаря Панина сыграл Альберт Филозов.
Роли старших детей получили дебютанты Елена Финогеева (Люба) и Кирилл Арбузов (Игнатий), а в небольшом эпизоде появился Георгий Бурков.
Отмечу ещё одного персонажа, Дмитрия Лебедева, претендента на руку Любы. В нём несложно угадать малодушного Гошу Кораблёва из «Школьного вальса» (1977). Для Сергея Насибова (кстати, в титрах он почему-то указан как Носибов) это было второе появление в кино, но на фоне «Школьного вальса» эта роль прошла совсем незамеченной.
Снимали картину в Калуге, городе, где Циолковский прожил большую часть жизни.
Калуга до конца прошлого века сохраняла уютную провинциальность, поэтому авторам зачастую не нужны были даже декорации, они просто работали на городских улицах, снимали обычные дома и загородные пейзажи.
Декорации, впрочем, тоже строились, но их было не так много, да и декораторы постарались максимально органично вписать постройки в существующие улочки и площади. Часть сцен создали в Малоярославце, в Николаевском Черноостровском монастыре (Калужская область).
«Взлёт» получился у Саввы Кулиша и Евгения Евтушенко не таким, каким его ожидали увидеть киноведы.
Это задумчивая поэтическая летопись жизни, наполненная размышлениями и идеями, выдержками из писем и дневников.
Не ищите в ней динамики «Укрощения огня» (1972) или энергичности «Выбора цели» (1974), рассказывающих о великих советских учёных, «Взлёт» — это совсем другая история. История о человеке в чём-то одержимом, который верит в свою мечту и идёт к ней, хотя отовсюду слышит лишь осуждение, хотя его преследуют неудачи и потери, хотя у него нет никакой надежды на признание или хотя бы понимание.
Движение его к научной цели медлительно, постепенно, и каждый шаг — это не только и не столько прорывная формула, сколько ещё один философский тезис, вдохновляющий на следующий шаг.
В прокат двухсерийный широкоформатный фильм вышел весной 1980 года. И фактически провалился. Не помогло ни имя режиссёра, ни имя главного исполнителя.
А многие уверены, что участие Евгения Евтушенко и вовсе оказалось одной из причин провала. И для режиссёра, и для поэта «Взлёт» стал неким риском, даже вызовом, который, увы, не оправдался. Критики сочли, что
Евтушенко в кино слишком много, да и играет он не Циолковского, а опять самого себя.
Кстати, через несколько лет Евгений Евтушенко попробует себя уже в качестве режиссёра и снимет ленту по собственному сценарию и сыграет в нём небольшую роль.
А вы во время просмотра «Взлёта» увидели пророка от науки гениального Циолковского, вдохновившего несколько поколений учёных? Или вы тоже увидели лишь Евгения Евтушенко?