В послевоенное время имя режиссера Сергея Герасимова в Советском Союзе было сродни имени Стивена Спилберга в США. Но в отличие от американца советский мэтр сотни учеников со всей необъятной страны.
Сергей Герасимов в Союзе был известен не только как режиссер, но и как незаурядный педагог. Вместе с женой, актрисой Тамарой Макаровой, они выпустили 8 курсов ВГИКа и в каждом было по 2-3 десятка выпускников. Почти все они уважали наставника, ведь он первым увидел в них потенциал.
Болваночник хочет в искусство!
Сам мэтр свой путь к славе начинал с низов. Первый успех Герасимов праздновал в 30 лет, когда вышел фильм «Семеро смелых». Как режиссер прославился лентами «Молодая гвардия» и «Тихий Дон». Именно в первой картине и снимались у Герасимова его ученики — Нонна Мордюкова и Евгений Моргунов.
Оба актера были из курса, впервые набранного Герасимовым в военный, 1944-й год. Евгений Моргунов во ВГИК попал волею судеб. Страна еще вела тяжелую войну, и почти все молодые мужчины были на фронте. Евгения не взяли в силу возраста.
С 14 лет он работал на заводе в Сокольниках, где точил болванки для снарядов. Но война войной, тяжести, горести, а мечта была — Моргунов хотел стать актером. Даже находил в себе силы после трудового рабочего дня посещать драматическую студию.
Вот только, когда он обратился к директору завода с заявлением о характеристике, тот отрезал, что не пустит его в искусство. Недолго думая Евгений написал письмо самому Сталину:
«Уважаемый Иосиф Виссарионович! Я рабочий завода СВАРЗ, болваночник, мечтаю попасть в искусство… Но директор нашего завода препятствует этому стремлению. Я хочу быть как Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко. Примите меня в искусство!»
Невероятно, но из Кремля ответили: «Направить товарища Моргунова Е. А. для поступления в театр имени Таирова в качестве актера вспомогательного состава. Сталин».
Поднабравшись опыта у Таирова, в следующем, 1944-м 17-летний Моргунов поступил на курс Герасимова и оказался среди студентов единственным юношей. Только в 1946-м его «монополию» разбавили вернувшиеся с фронта Сергей Бондарчук и Глеб Романов.
Красивая казачка
В начале 1945 года в газете «Комсомольская правда» и журнале «Знамя» были напечатаны первые главы романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». В числе восторженных читателей оказался и Сергей Герасимов.
Он сразу загорелся идеей поставить по мотивам романа спектакль, в главных ролях — его студенты. Герасимов нашел Фадеева, и вместе они написали пьесу. Спектакль сначала шел на Малой, а потом и на Большой сцене Театра киноактера. И везде проходил на ура. Герасимов быстро понял — по пьесе можно снять отличный фильм.
В спектакле роль подпольщицы Ульяны Громовой исполняла ученица Герасимова Клара Лучко. Ее игра нравилась всем, но опытный мастер понимал, что красивая и изнеженная девушка не похожа на человека, готового на самопожертвование. Но пока не было других кандидаток на роль Громовой, всех все устраивало.
И вдруг на показе спектакля более младшего курса Герасимов увидел статную студентку. Нонна Мордюкова училась на год младше. Чернобровая донская казачка буквально сразила режиссера своей внутренней силой и природной органичностью.
Еще во время просмотра спектакля Герасимов решил, что это лучшая кандидатура на роль Ульяны Громовой.
Съемки фильма проходили в Краснодоне, родном городе молодогвардейцев. Съемочную группу здесь приняли радушно и приветливо.
«Тебя, девушка, хорошо подобрали на роль Ульяны, только ты очень смуглая, а Ульяна была белотелая. Скажи там, чтобы тебя подгримировали», — напутствовала Нонну мать Ульяны Громовой.
Уже на площадке Нонна ловила, как ей казалось, совсем не наставнические взгляды режиссера. Но на тот момент она воспринимала их как одобряющие ее игру. Но и после съемок Герасимов заинтересованно взирал на красивую казачку. Ему шел сорок второй год, а Нонне едва стукнуло 21. Но, как говорят, любовь не знает границ — Герасимов воспылал чувствами к юной студентке.
А та будто дразнила мэтра, ходила перед ним босой. «Как увижу ее ноги в земле, как молодая картошка, — рассказывал Сергей Аполлинариевич другу, — так люблю ее еще сильнее».
Окончательно потеряв голову, женатый Герасимов поехал в Ейск, где жили родители Мордюковой, чтобы просить руки их дочери. Но матери девушки режиссер не понравился: лысоват, староват. Нонна согласилась с мнением матери, а на тех же съемках сошлась с актером Вячеславом Тихоновым.
Хорошему человеку такую роль не дадут!
Женская сущность часто нашептывает своим обладательницам, что вчерашние поклонники могут ждать их всю жизнь.
Вот и Мордюкова, узнав в 1954-м, что Герасимов собрался снимать эпохальный «Тихий Дон», решила: на роль казачки Аксиньи режиссер обязательно должен взять ее. Ведь кроме красоты и статности в ее пользу говорили и казачьи корни. К тому же актриса хорошо знала обычаи тех мест.
И вдруг новость — на роль Аксиньи Герасимов взял актрису Элину Быстрицкую! Черноглазая, ладная, с высокой грудью — мужчины таким женщинам оборачиваются вослед. Для Мордюковой это был страшный удар по самолюбию.
Но тогда актриса еще не знала, что на кандидатуре Быстрицкой настоял автор романа — Михаил Шолохов. Оправившись от шока, Мордюкова решила, что это такая месть Герасимова за ее отказ в замужестве.
«Да, так он решил погубить мою карьеру молодой актрисы в отместку за то, что я отвергла его», — вспоминала много позднее Мордюкова.
Вторым учеником-недругом режиссера стал Евгений Моргунов. В «Молодой гвардии» красивый и подтянутый парень играл Евгения Стаховича. В первоначальной редакции романа он был назначен предателем подпольной организации. Так же было и в фильме. Свою роль Моргунов сыграл безупречно, за что и был обвинен зрителями во всех грехах.
Однажды в небольшом городке перед показом «Молодой гвардии» перед залом выступили актеры. В их числе и Моргунов. Но после просмотра фильма отношение зрителей к нему сильно изменилось. Возле гостиницы актера дождались местные хулиганы и поленом воздали за «предательство» молодогвардейцев.
«Изменника» едва отбил от них исполнитель роли Олега Кошевого Владимир Иванов.
—«Ребята, это же артист, в жизни он прекрасный человек!» — убеждал он нападавших.
Ответ сразил. «Хорошему человеку не дали бы роль изменника, — закричали уходившие хулиганы. — Значит, он сам гад и пусть по нашим улицам не ходит!»
Удивительно, но мнению народа оказались подвержены и режиссеры. «Предателя Стаховича» не хотел никто видеть в своих картинах. Сам Моргунов считал, что в этом вина Герасимова, который подсунул ему — наивному юноше — роль злодея.
Однажды он даже отомстил мэтру. Во время купания на реке Моргунов отцепил от пиджака Герасимова звезду Героя Соцтруда и спрятал ее в песке, а потом ушел. Награду искали десятки человек, а когда нашли, все сошлись во мнении, что это дело рук Евгения.
Разумеется, Герасимов тоже сделал выводы, и Моргунов оказался вне кино. Его снимали лишь в эпизодах и забывали указать фамилию в титрах.
Перезапустил карьеру актера только режиссер Леонид Гайдай в комедии «Пес Барбос и необычный кросс». Но то был уже совсем другой Моргунов.