Но, увы, фильм на долгие десять лет лёг на полку, а когда его увидели зрители, тема уже утеряла остроту.
Сценарий для фильма написал Эдуард Володарский, тогда уже известный автор. Его приняла киностудия «Ленфильм», а съёмки поручили штатному режиссёру Игорю Шешукову, пока что начинающему.
Володарский и Шешуков были знакомы: оба учились во ВГИКе.
Шешуков на главные утвердил звёздных исполнителей: Людмилу Гурченко, Олега Борисова и Николая Рыбникова.
Актёры составили драматический любовный треугольник, хотя в этом определении есть некоторая условность:
Люба, героиня Гурченко, привела в дом нового мужа Фёдора (первый погиб на войне), но особых чувств к нему не испытывала (Фёдора сыграл Николай Рыбников).
Но её явно что-то незримое связывало с соседом Степаном (Олег Борисов), и позже эта едва ощутимая нить превратилась в любовь. Тут надо напомнить, что
экранную пару Гурченко-Борисов создал режиссёр Владимир Венгеров
в «Балтийском небе» (1960). Позже у Венгерова артисты сыграли супругов в ленте «Рабочий посёлок» (1965). Да и потом они не раз встречались на съёмках, например, вместе снялись в «Дневнике директора школы» (1975).
Людмила Гурченко восхищалась Олегом Борисовым и считала его одним из лучших партнёров. Олег Борисов отвечал взаимностью и всегда был готов поработать с коллегой.
Но вообще-то дуэта Гурченко-Борисов в этом фильме могло и не быть: на роль Степана пробовался Владимир Высоцкий. Его, к слову, очень хотел видеть в картине Эдуард Володарский.
Но, как вспоминал спустя время сценарист, уже на пробах стало понятно, что Высоцкий и Шешуков не найдут общего языка.
К тому же Владимир Высоцкий был занят и мог сниматься в очень строгом графике, что не устраивало Шешукова.
В итоге роль и получил Олег Борисов. А от Владимира Высоцкого в фильме осталась песня.
А вот в образе собственно Виктора Крохина, имя которого попало в название, сына Любы и пасынка Фёдора, предстали три артиста. По задумке сценариста
зрители видели эпизоды из жизни взрослеющего Виктора, и нужно было найти актёров, изобразивших бы героя мальчишкой, подростком и уже молодым человеком.
Мальчиком Витей стал 13-летний Саша Харашкевич, который потом снялся ещё в нескольких фильмах и ушёл из кино.
Подростка изобразил 15-летний ленинградский школьник Витя Полуэктов, выбравший театральную карьеру (но, по некоторым сведениям, тоже с годами отошедший от творчества).
Взрослого героя сыграл Михаил Терентьев, и о нём я информации не нашла.
В других ролях — Леонид Дьячков, Александр Пашутин, Владимир Заманский, Лев Лемке, Иван Бортник.
Сюжет фильма описать в целом просто:
молодой перспективный боксёр только что одержал значительную победу и, возвращаясь домой, вспоминает свой путь к этой победе.
Перед его глазами всплывает быт коммуналки, где он обитал с матерью и отчимом, школьные будни, общение с приятелями. Потом он видит себя уже чуть повзрослевшим — подростком, всерьёз увлёкшимся боксом и наблюдающим драму нелюбви родителей.
Одновременно разворачиваются и события в дне сегодняшнем: подготовка к поездке в Европу на чемпионат, беседы с тренером, который вывел Виктора в люди, но не смог принять его не вполне честную позицию по отношению в сопернику-товарищу по команде, встреча с новым тренером и сложные диалоги с боксёром-коллегой.
Финал у фильма неоднозначный: Виктор, похоже, осознал, что первая часть жизни прожита не совсем так, как хочется, но у него ещё есть время на вторую попытку.
Смонтированную и подготовленную к прокату ленту худсовет не оценил. Чиновники «Ленфильма» сочли, что
Игорь Шешуков показал слишком много послевоенного быта, причём показал не самым красивым образом, мрачно, уныло и подавляюще.
Худсовет предложил эпизоды из детства Виктора сделать более красочными, оптимистичными, рассказать не о соседских дрязгах и уличных драках, а о жизнерадостных буднях «поколения победителей».
Серьёзные претензии были к песне Высоцкого, которая показалась цензорам неуместной.
А ещё режиссёру намекнули, что финал размыт и надо бы более понятным и очевидным.
К критике присоединился и Григорий Романов, глава Ленинградского обкома партии, который славился как ярый последователь тогдашней идеологии и непримиримый критик любого инакомыслия.
Несмотря на то, что Игорь Шешуков внёс в картину правки, а песню Высоцкого сильно урезали, в одном из вариантов даже лишив слов и оставиви лишь музыку, «Вторую попытку Виктора Крохина»
сочли лишённой чёткой идейно-нравственной линии и благополучно отправили на полку. Лишь в 1986 году фильм разрешили к показу, причём в первоначальном варианте,
но тогда уже разгорался огонь перестройки и в моду вошли картины совсем иные.
«Вторая попытка Виктора Крохина» оказалась не к месту и не ко времени, поэтому и не получила внимания, которого заслуживала.
От себя добавлю, что отчасти с критиками согласна, да и финал действительно скоротечен и невнятен.
С другой стороны, присоединяюсь к тем, кто считает, что Людмила Гурченко сыграла здесь одну из самых сильных ролей (хоть и не самую приятную). Ну и прекрасный Олег Борисов, постаревший, немногословный, будто потерявшийся, но всё равно сильный.
И вот какое неожиданное я сделала открытие. Ивану Бортнику в этой ленте досталась роли старшего сына Любы, брата Виктора, в начале фильма сидевшего в тюрьме, а в во второй части вернувшегося.
В одном из эпизодов он игриво пропевает фразу «Собака лаяла на дядю фраера». Через пару лет всё тот же Иван Бортник снова произнесёт эту фразу с экрана. Уверена, вы помните, в каком фильме это случилось.