Актер смог показать добродушие, простосердечие, трогательную незащищенность, и даже наивность Верещагина. Изображенный Луспекаевым персонаж — это, по сути дела, архетип, восходящий к богатырям из русских былин, прежде всего, к Илье Муромцу.
Подобно Илье, Павел Артемьевич «сидит на печи» много лет, хлещет водку и вспоминает былое, но, когда его глубинные чувства были попраны, он просыпается и выходит на смертный бой, на последний бой с супостатом.
Для Луспекаева роль в «Белом солнце пустыни» стала звездной: его мгновенно узнала и полюбила вся страна. Однако, многие зрители и не догадывались, что до этого Павел Борисович немало снимался в кино.
Шестнадцатилетний партизан
Павел Луспекаев родился 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы Северо-Кавказского края (в наше время — территория Ростовской области).
Отец будущего актера, Богдасар Гукасович Луспекян, происходил из нахичеванских армян, мама, Серафима Авраамовна Ковалева, была донской казачкой.
Отец был крупным, сильным мужчиной. Трудился в родном селе в должности мясника, что по тем временам считалось почетным и «хлебным» местом.
В 41-м году 14-летний Павел поступил в Луганское ремесленное училище. С началом войны училище было эвакуировано во Фрунзе (ныне — Бишкек). В Киргизии мальчик трудился на заводе слесарем, делал снаряды для фронта.
Однако, «тылового» участия в войне Павлу было недостаточно, и в 1943-ем году 16-летний подросток ушел добровольцем на фронт. Воевал в партизанском отряде, в разведгруппе партизан, участвовал в сложнейших операциях, приближавших нашу Победу.
В ходе одного из боев Павел Луспекаев получил тяжелое ранение: разрывная пуля угодила ему в руку, раздробив локтевой сустав. Молодого человека отправили в Саратовский военный госпиталь для ампутации конечности.
Павел находился в полубессознательном состоянии, но, внезапно «выплыв» из беспамятства, он попросил хирурга оставить ему руку.
Врачи уже готовились к ампутации, но хирург решил попробовать сохранить руку юноше. Многочасовая операция завершилась успешно: врачам удалось совершить настоящее чудо.
Оправившись от ранения, Павел отказался отправиться в тыл и на протяжении некоторого времени служил в штабе партизанского движения. Демобилизовался в конце войны, переехав в полюбившийся со студенческих времен Луганск (в те годы — Ворошиловград).
В Москву!
Актерство всегда было мечтой Луспекаева. Но мечтой тайной, которой он всегда немного стеснялся. Пройдя через войну, не раз находясь на один волосок от смерти, Павел понял: стесняться свой мечты он больше никогда не будет.
И устроился в труппу Ворошиловградского областного русского драматического театра, а в 1946 году внезапно собрал вещи и уехал в Москву, где без проблем поступил в Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина.
Луспекаев был лучшим учеником курса К.А. Зубова: по профильному предмету «Актерское мастерство» Павел получал только «отлично».
Решение поехать в Москву стало для Луспекаева определяющим не только в профессиональном смысле: в общежитии он познакомился со студенткой-старшекурсницей Инессой Кирилловой, которая стала его женой и родила Павлу дочь Ларису.
В 1950 году семья Луспекаевых недолго пожила в Тбилиси, Киеве, а затем окончательно осела в Ленинграде, где Павла приняли в труппу Большого драматического театра им. Горького.
Превозмогая боль
Павел вполне успешно работал в театре: великий режиссер Г.А. Товстоногов доверял путь и небольшие, но ответственные роли в своих знаковых спектаклях: «Гибель эскадры», «Пять вечеров», «Иркутская история».
Мало кто знал, но на сцену Павел выходил, превозмогая сильнейшую боль. Еще в войну, в одном из партизанских рейдов он четыре часа пролежал в снегу, не шевелясь и обморозил ноги.
Врачи выходили солдата, но кровообращение в ногах необратимо нарушилось, и уже в молодом возрасте Павел страдал тяжелой формой атеросклероза сосудов ног.
Тем не менее, Луспекаев не мог жить без сцены, а вскоре и без кино. В кино Павел Борисович дебютировал в 1954 году — это была короткометражная лента «Они спустились с гор».
Гораздо более заметной была роль старшего лейтенанта госбезопасности Карцева в фантастической ленте «Тайна двух океанов» по одноименному роману Григория Адамова.
В 1962 году Павел Борисович снимался в фильме «Капроновые сети», и прямо со съемочной площадки его увезли в больницу. У Луспекаева обострился атеросклероз сосудов.
Врачи провели две экстренные операции, в ходе которых пришлось ампутировать некоторые фаланги пальцев на ногах. Так могучий Илья Муромец, фактически, стал инвалидом: 1 марта 1965 года инвалидность Луспекаеву была присвоена официально.
Тем не менее, Павел Борисович продолжил играть в театре и сниматься в кино. В 1966 году Луспекаев снялся в своем, пожалуй, самом известном (за исключением «Белого солнца пустыни»), фильме.
Это была замечательная «Республика ШКИД» Геннадия Полоки. В фильме Павел Борисович блестяще сыграл преподавателя гимнастики школы-коммуны им. Достоевского Константина Александровича Медникова, по прозвищу Косталмед.
Увы, на съемках «ШКИДа» болезнь Луспекаева снова обострилась. Врачи настаивали на необходимости ампутации обеих ног до колен. Но Павел Борисович понимал, что на этом его актерская карьера может завершиться.
Однако, и медлить также было нельзя: болезнь угрожала жизни Луспекаева. В итоге врачи полностью ампутировали актеру пальцы ног, но предупредили, что болезнь еще наверняка себя проявит самым жестким образом.
Из-за сильнейших болей Павел Борисович пристрастился к болеутоляющему препарату пантопону, фактически, к наркотику. В некоторые дни Луспекаев колол себе по 16 ампул в день.
Помощь пришла откуда не ждали. Министр культуры Екатерина Фурцева, узнав о мужественном актере, ветеране войны, распорядилась приобрести заграницей необходимые Луспекаеву лекарства.
Кроме того, во Франции были заказаны протезы. Эти позитивные события подняли настроение Павла Борисовича, и он тяжелейшим усилием воли сумел отказаться от наркотиков. Это была огромная победа большого человека.
Всесоюзная слава
Луспекаев много работал в театре, снимался в кино, но всегда был на вторых, а то и третьих ролях и в определенный момент он совершенно перестал мечтать о славе. Но слава нашла его сама.
Режиссер фильма-истерна «Белое солнце пустыни» (1969) Владимир Мотыль, конечно, ждал, что его произведение будет пользоваться определенным успехом, но о такой бешеной популярности он и помыслить не мог.
Чем больше я думаю о причинах этого непредсказуемого успеха одной из девяти сделанных мною картин, тем больше мне представляется, что я как бы исполнитель чьей-то воли, мне, так сказать, помогал, нерукотворно помогал Господь. Владимир Мотыль.
Фильм стал поистине народным. Федор Иванович Сухов, красноармеец Петруха и таможенник Павел Артемьевич Верещагин стали национальными героями.
И снова никто не знал, какой ценой досталось Павлу Луспекаеву «Белое солнце пустыни». Фактически, он уже не мог ходить: каждый шаг стоил актеру огромных усилий.
Тем не менее, Павел Борисович справился, вытянул, создав одну из самых ярких и запоминающихся ролей в отечественном кинематографе. Гениальную роль на все времена.
Востребованный актер
После «Белого солнца пустыни» Павел Луспекаев стал по-настоящему востребованным актером: предложения от режиссеров сыпались на него, как из рога изобилия.
В 1969-1970 году актер снялся в комедии «Завтра, третьего апреля…», детективе «Рокировка в длинную сторону», фильме для детей «Зеленые цепочки».
Кроме того, Павел Борисович наконец-то дождался своей главной роли: в пронзительной драме Виктора Окунцова «Такая длинная, длинная дорога» Луспекаев сыграл пожилого ленинградского рабочего Ивана Артамонова, который, выйдя на пенсию, решает осуществить свою заветную мечту: найти могилу сына-солдата и установить на ней памятник.
Однако, Луспекаеву не довелось увидеть «Длинную дорогу» на экране. Прокат фильма в кинотеатрах начался в 1972 году, а за два года до этого, 17 апреля 1970 -го Павел Борисович скончался от аневризмы аорты в московской гостинице «Минск». До своего 43-го дня рождения актер не дожил всего лишь три дня…
Так сложилась судьба большого актера и человека Павла Борисовича Луспекаева, подарившего нам бессмертный образ таможенника Верещагина.