Последний фильм Петра Фоменко, в котором снялся знаменитый музыкальный дуэт

Имя Петра Фоменко больше ассоциируется с театром, чем с кино, хотя режиссёр трижды пробовал себя в кинорежиссуре, причём для дебютного многосерийного фильма «На всю оставшуюся жизнь» (1975) по повести Веры Пановой он сам написал сценарий.

Следующие две ленты Фоменко снимал уже по сценариям мастера лирических комедий Эмиля Брагинского, а завершила его кинокарьеру музыкальная постановка «Поездки на старом автомобиле» (1986).

Пётр Фоменко почти сразу понял, что главную роль будет играть прима московского театра имени Вахтангова Людмила Максакова. Можно даже говорить, что

водевильный «Поездки на старом автомобиле» стал её бенефисом: актриса там присутствует на экране почти ежеминутно, а её героиня доминирует в сюжете.

А вот партнёра для Максаковой режиссёр нашёл весьма необычного. Это был Андрей Болтнев, чья карьера в кино началась совсем недавно.

Первый фильм с его участием, военная драма «Торпедоносцы», вышел в 1983 году, когда актёру было уже под 40.

Зато потом Андрея Болтнева начали снимать очень активно, а всесоюзную популярность (пусть и отрицательную) ему принёс теледетектив «Противостояние» (1985), где он сыграл нелюдя-убийцу Кротова.

Болтневу всегда доставались роли серьёзные, драматические, даже мрачные, и в комедиях ему сниматься не приходилось. Фоменко же решился расширить амплуа артиста

и пригласил его на роль немногословного футбольного судьи, в душе податливого и мягкосердечного человека.

По сюжету молодой бабушке Зое Павловне (Людмила Максакова) бывшая невестка, повторно вышедшая замуж, запрещает встречаться с внуком.

Сын Зои уезжает на два года в антарктическую экспедицию, так что она обречена на одиночество и посвящает себя работе.

Но её внезапно атакует странная поклонница сына, предлагающая аферу: завести знакомство с новым свёкром бывшей невестки Германом Сергеевичем (Андрей Болтнев) и таким образом подобраться к внуку.

Однако нелепое знакомство Зои и Германа неожиданно перерастает в глубокие чувства.

Параллельно в фильме постоянно появляются музыкальные вставки из водевиля, который ставит Зоя Павловна, режиссёр любительского театра. Это новая трактовка чеховской пьесы «Предложение», где солируют два артиста.

Их играют Татьяна и Сергей Никитины, музыкальный и семейный тандем, прекрасно известный о очень популярный в СССР.

Сергей Никитин, кстати, написал и всю музыку к фильму.

В роли экс-невестки Зои Павловны снялась Лариса Удовиченко,

а в роли Даши, той самой не в меру активной фанатки сына Зои Павловны, навоображавшей себе любовь, появилась начинающая актриса Елена Караджова, только что окончившая ГИТИС.

Приятеля Германа изобразил Лев Перфилов, начальницу Зои Павловны — Людмила Аринина (она, к слову, снялась во всех трёх фильмах Петра Фоменко).

Но ещё интереснее изучить исполнителей совсем маленьких ролей. В кадре можно заметить Елену Дробышеву, Музу Крепкогорскую, Петра Меркурьева, Сергея Женовача, тогда ученика Петра Фоменко, а в будущем театрального режиссёра, и даже

самого режиссёра в образе одного из актёров-любителей.

Снимали картину в Москве, где и происходит действие по сценарию. Отлично узнаются пейзажи возле станции метро Пушкинская, улица Горького (теперь Тверская), окрестности Измайловского парка.

Ну и, конечно, можно полюбоваться Москвой в целом, которая ещё не задавлена пробками и по которой едут лишь «Жигули» и «Москвичи».

Летом 1986 года «Поездки на старом автомобиле» вышли в прокат. Мнения о нём были неоднозначные: кому-то пришлась по вкусу лиричная история, кто-то счёл её суетливой и рваной.

Любопытно, что Чехов, чья пьеса стала лейтмотивом фильма, называл своё «Предложение» «водевильчиком пошловатеньким и скучноватеньким».

Авторы ленты всё-таки постарались сделать действие более ярким и захватывающим, но не уверена, что у них это получилось.

Главные герои выглядят чересчур стереотипными. Режиссёр Зоя Павловна — слишком несуразная, угловатая, противоречивая творческая, постоянно носится в замысловатых нарядах и к месту и не к месту повторяет фразу «Что Вы за человек такой?».

Герман Сергеевич, бывший спортсмен-футболист и хоккеист, вообще не способен выдавить из себя связное распространённое предложение и общается посредством междометия «ну» и кратких словосочетаний (за редким исключением).

Даша, работающая секретаршей, болтлива, всезнающая, непоседлива и всё время лезет не в свои дела.

И даже бывшая невестка оказывается классической врединой, отваживающей добрую бабушку от внука, при этом руководствуясь девизом «Я забочусь только о ребёнке» (эти слова она тоже неоднократно произносит на протяжении всего фильма).

И вот что ещё, на мой взгляд, удивительно.

Несмотря на то, что на экране много беготни, самой картине не хватает динамики.

Зато сполна театральной статичности, которая, возможно, была задумкой театрального режиссёра Петра Фоменко. Ну и, конечно, «Поездки на старом автомобиле» комедией не назвать, кроме разве что момента, когда Зоя Павловна говорит Герману Сергеевичу, что

бегать по полю в чёрных трусах в его возрасте неприлично.

А как вам «Поездки на старом автомобиле»? Для вас это мелодрама, бытовая история, водевиль, комедия?

Оцените статью
Последний фильм Петра Фоменко, в котором снялся знаменитый музыкальный дуэт
5 женщин, оказавших влияние на жизнь самого эксцентричного поэта Максимилиана Волошина