На рубеже 60-х и 70-х годов ХХ столетия советский кинорежиссер Юрий Озеров снял киносагу «Освобождение», которую в 115 странах увидели 400 миллионов зрителей.
Пять фильмов Озерова можно смело назвать киноучебником по той страшной войне. В странах Запада не упоминалась ключевая роль советских солдат в Великой Победе, и режиссер опроверг эту скрытую ложь на мировом уровне.
Сам Озеров тоже воевал, и не понаслышке знал о подвигах наших бойцов на фронте. Юрий Николаевич родился в семье солиста Большого театра Николая Озерова, его предки по линии отца были священниками, а по линии матери – врачами.
В доме Озеровых часто гостили Василий Качалов и Константин Станиславский, а Юрий в школьные годы часто бывал в Большом театре, а также смотрел постановки МХАТа.
В 1939 году Юрий Озеров поступает в Московский театральный институт, будущий ГИТИС, однако проучился всего несколько месяцев, а потом отправился на срочную службу. Через два года он попадает на фронт, где его назначают командиром взвода.
На фронте Юрий Николаевич дал себе слово – если вернется живым, то снимет кино о подвигах советских солдат. Это было во время взятия Кенигсберга, которое шло на протяжении четырех дней. Озеров остался жив, и свое обещание он сдержал.
В 1945 году Озеров возвращается на учебу в ГИТИС, а потом переводится на режиссерский факультет ВГИКа, где его взяли на второй курс. Для этого за месяц майор запаса сдал больше двадцати зачетов и экзаменов.
Озеров учился на одном курсе с будущими известными режиссерами – Сергеем Параджановым, Александром Аловым и Марленом Хуциевым.
В 1963 году Юрий Озеров увидел американский фильм «Самый длинный день», посвященный созданию британцами и американцами Второго фронта.
В этом кино явно прослеживается идея о том, что главную роль в победе во Второй мировой войне сыграл Западный фронт, а о подвигах советских воинов умалчивалось.
После этого режиссер взялся за подготовку к съемкам фильма о войне. Киноэпопея, получила название «Освобождение», вобрала в себя документальные свидетельства о войне и воплотила оригинальный художественный замысел.
За пять лет Юрий Николаевич снял пять фильмов о Великой Отечественной войне, которые вошли в состав «Освобождения».
Режиссер собирался начать цикл с Битвы за Москву, однако в Госкино эту идею отвергли по причине больших потерь в советских войсках в первые месяцы войны. И тогда начать пришлось к Курской битвы – это первая крупная победа Красной армии в годы войны.
Консультантом фильма должен был стать маршал СССР Георгий Константинович Жуков, но его кандидатуру не одобрило начальство – он в те годы еще не вышел из опалы.
Тогда маршал передал в помощь Озерову свои мемуары, которые были использованы при подготовке к съемкам.
Роль Георгия Константиновича в фильме Озерову Жуков предложил отдать актеру Михаилу Ульянову. Однако тот себя в этой роли не видел, согласиться его убедила дочь.
Очень много времени ушло, что неудивительно, на создание костюмов образца 1940-х годов. Потому что в киноэпопее важна была историческая достоверность в каждом кадре. Детально прорабатывалась каждая батальная сцена, снимали по два-три дубля.
«Освобождение» посмотрели в 115 странах больше 400 миллионов человек. В Берлине после премьеры минуту в зале стояла тишина, а потом зал взорвался оглушительными аплодисментами.
Именно из фильма жители Берлина узнали о том, что приказ о затоплении городского метро отдал лично Гитлер.
Юрий Озеров вернулся к теме Великой Отечественной войны в 1977 году в фильме «Солдаты свободы», а в 1985 году выпустил масштабную «Битву за Москву», которую когда-то ему не дали снять в цикле «Освобождение».
В 1989 году на экраны вышел «Сталинград», а через несколько лет, уже в 90-е годы, режиссер смонтировал из своих фильмов документальный цикл «Трагедия века».
По сути, вся послевоенная жизнь Юрия Озерова – это исполнение того самого данного на фронте обещания – рассказать с экранов правду о Великой Отечественной войне, о подвиге русского солдата на фронте. Обещание он выполнил.