Сложно найти актрису такого же ярко выраженного русского типа, как Ирина Петровна Зарубина. Волжанка, уроженка Казани, она привнесла в свою первую роль Варвары в «Грозе» 1933 года стихийную красоту русской девушки из провинции.
В этом фильме молодая актриса снималась вместе с опытными коллегами – Михаилом Жаровым, Михаилом Тархановым, Варварой Массалитиновой и другими. В этом время у Зарубиной почти не было актерского опыта.
До 1933 года Ирина Зарубина работала в Театре Ленинградского областного совета профессиональных союзов (ныне – Театр на Литейном).
Здесь у нее в багаже было две значительные роли – Лушка в «Поднятой целине» и Варвара в «Грозе». Успех последней роли и стал причиной приглашения актрисы в кино.
Что привнесла Ирина Зарубина в образ Варвары в фильме «Гроза»: это абсолютная свобода и естественность. Это образ местами сатирический и комедийный.
Ее естественность раскрывается на фоне остальных персонажей, сущность которых статична: Кабаниха – властная женщина, Дикой – самодур, Тихон – слабоволен, Катерина – человек протестный, Борис – откровенный трус, а Варвара – человек живой, еще до конца не определившийся в этой жизни.
Вторая роль Ирины Зарубиной в кино – это Евпраксея в фильме «Иудушка Головлев» Александра Ивановского, который вышел на экраны в 1934 году.
Экономка Евпраксея слабовольна, она подчинена воле хозяев и как бы находится в спячке. Но по ходу действия она пробуждается. Это происходит, когда у нее отнимают сына.
Тогда Евпраксея сначала впадает в депрессию, а потом начинает сопротивляться обстоятельствам, желаниям окружающих. Ее персонаж в этом фильме динамичен и проходит путь от полной покорности до откровенного презрения и ненависти к хозяевам.
Через несколько лет Зарубина снимается в двух сериях фильма «Петр Великий». Здесь ее героиня – это снова русская женщина, в которой видны стихийные силы, искренние чувства. Это снова «девка», приближенная к «барину», на сей раз этой сын Петра Первого – Алексей.
Главная героиня берет власть над безвольным царевичем, который начинает искать у нее опоры и даже защиты. Здесь Зарубина показала скрытую силу русской женщины, с виду милой и улыбчивой.
В 1939 году актриса снялась в фильме Марка Донского «В людях» по повести Максима Горького. Эта кинолента с тщательной бытовой достоверностью погружает зрителя в мир человеческих недостатков — жестокие отношения, хвастовство, зависть и бесстыдство.
Зарубина здесь – круглолицая и приветливая, снова естественна, добродушна и лукава. Ее героиня Наталья готова прийти на помощь, она опекает юного героя фильма Алексея.
С 1933 по 1039 года Ирина Петровна сыграла близкие роли – Варвара в «Грозе», Евпраксею в «Иудушке Головлеве», Ефросинью в «Петре Первом» и Наталью в киноленте «В людях».
Ее героини – девушки духовно неразвитые, это жертвы своего времени и внешних обстоятельств. Однако в каждой своей роли актриса – новая, оригинальная, неповторимая и яркая.
Она очень выразительна в роли Наташи в фильме «Подруги». Это роль – одна из лучших в карьере Ирины Зарубиной.
Это история трех девушек, выросших до революции на рабочей окраине Петрограда, вступивших в комсомол в первые годы советской власти, рука об руку с бойцами прошедших Гражданскую войну.
В героине Зарубиной сочетаются суровость красной санитарки с добротой и естественностью русской девушки.
В 1935 году Зарубина поступает в Ленинградской театр комедии. Ирину Петровну привлекла интересная творческая задача – стать актрисой молодого театра.
Однако задача эта была непростой, нужно было научиться перевоплощаться, выработать театральную дикцию. С этой задачей она справилась, став звездой комедийного театра.
За несколько лет Зарубина сыграла Марселу в «Собаке на сене», леди Тизл в «Школе злословия», Марию в «Двенадцатой ночи».
В кино после Великой Отечественной войны актриса играла в основном персонажей двух типов: характерно-типажные и комедийные. В 1958 году Ирина Петровна сыграла комендантшу Белогородской крепости Василису Егоровну в фильме «Капитанская дочка». Критики высоко оценили ее работу.
Что касается личной жизни Ирины Зарубиной. На съемках фильма «Василиса Прекрасная» с ней познакомился режиссер-сказочник Александр Роу, который влюбился в нее с первого взгляда.
На съемках они начали встречаться, и после премьеры Роу сделал актрисе предложение, которое она приняла. Через год, в 1940 году, у пары родилась единственная дочь Татьяна. Однако брак просуществовал недолго.
Муж уговаривал Зарубину переехать в Москву, однако та из-за театра осталась в Ленинграде. Они мало виделись – она работала на сцене театра, он – трудился на съемках по всему Советскому Союзу.
Оба страдали от отсутствия возможности постоянно быть вместе. Окончательно Роу и Зарубину развела война. Режиссера вместе с киностудией «Союздетфильм» эвакуировали в Сталинабад, а актриса осталась в Ленинграде.
Она сама воспитала дочь. И продолжала работать. Замуж больше актриса не выходила. Всего на счету Ирины Петровны Зарубиной – больше 20 ролей в кино, каждая из которых неповторима. Не стало актрисы в мае 1976 года в возрасте 69 лет.