«Мне музыкой нужно заниматься, а не уголь таскать»: как Мамонов, Абдулов и Задерий вспоминали Виктора Цоя в 1990 году

В июне 2022 года исполняется 60 лет со дня рождения поэта, рок-музыканта и киноактера Виктора Цоя.

Незадолго до гибели, в начале августа 1990 года читатели журнала «Советский экран» назвали Виктора Робертовича одним из лучших актеров кино СССР. Этот рейтинг опубликовали уже после роковой для лидера группы «Кино» даты 15 августа.

Журнал попросил коллег Цоя рассказать о том, каким он был человеком.

МУДРЫЙ И НЕСГИБАЕМЫЙ ЧЕЛОВЕК

С Виктором Цоем основатель и первый лидер группы «Алиса» Святослав Задерий (1960 – 2011) познакомился в 1983 году на первом фестивале Ленинградского рок-клуба, где прослушивались «Кино» и «Алиса» еще до прихода в коллектив москвича Константина Кинчева.

После Задерий и Цой работали вместе в знаменитой котельной «Камчатка».

— У Виктора был более свободный график, он часто ездил на концерты, зато хорошо работал на официальном месте работы. Сейчас его пытаются представить неким романтичным кочегаром, но на самом деле это был лишь образ короткого эпизода его жизни, — рассказывал Святослав Задерий. – Он скорее подбрасывал уголь в топку истории рок-н-ролла. В «Камчатке» мы имели достаточно свободного времени, чтобы делать свое дело. Цой однажды сказал: «Мне музыкой нужно заниматься, а не уголь кидать!». Так оно и было. А как музыкант добывает себе средства к существованию – это не важно.

Задерий и Цой дважды пересекались на съемочной площадке. В первый раз в 1985 году на съемках фильма «Йах-ха», где они вместе снимались, а второй раз на «Игле» Рашида Нугманова, где Святослав Задерий просто присутствовал.

По словам Задерия, в жизни Виктор Цой был крайне скуп на слова о своем мироощущении.

— Это был мудрый и несгибаемый человек, — констатировал Задерий.

ДЕЛАЛИ ОБЩЕЕ ДЕЛО

С Петром Мамоновым (1951-2021), лидером группы «Звуки Му», киноактером, Виктор Цой познакомился на заре своей карьеры в начале 80-х годов. Они быстро подружились, много вместе работали.

— У нас всегда хорошо складывались отношения, потому что нас объединяли общее дело, компания, образ жизни. Я любил его ранние песни, немного меньше – то, чтоб делала группа «Кино» в целом, — рассказывал Петр Мамонов. – Мы никогда не играли вместе одни песни, но обменивались песнями – я играл что-то ему, он – мне. На одной сцене выступали вместе в последний раз в Париже в 1989 году.

Кстати, режиссер Рашид Нугманов увидел их вместе именно на сцене, после чего пригласил обоих в фильм «Игла», где Цой сыграл главную роль Моро, а Мамонов – дилера Артура.

— Никто из нас не знает, кто уйдет первым, кто вторым, кто следующим, — заключил Петр Мамонов.

НАДО ПОМНИТЬ…

Александр Абдулов (1953 – 2008), как и Виктор Цой, снимался у Сергея Соловьева, только в разных фильмах. Александр Гаврилович – в фильме «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», а Виктор Робертович – в «Ассе».

Александр Абдулов в фильме «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви»

— Жаль, что мне никогда не удавалось с ним столкнуться на съемочной площадке. Знал и ценил его творчество. Всегда тяжело, когда уходит талантливый человек. Надо помнить о таки людях, пока они живы.

Оцените статью
«Мне музыкой нужно заниматься, а не уголь таскать»: как Мамонов, Абдулов и Задерий вспоминали Виктора Цоя в 1990 году
Денежка закончится, а позор останется: что стало с репутацией Елены Прокловой спустя пять лет после ее откровений про коллег