Смоктуновский носил тапочки и читал статьи о Гоголе: лучшая экранизация «Мертвых душ»

В 1984 году Михаил Швейцер снял пятисерийный телевизионный фильм «Мертвые души», ставший лучшей экранизацией классического произведения Николая Гоголя.

Режиссеру удалось собрать звездный состав, каждый из актеров прекрасно вписался в образ.

В фильме снялись Александр Калягин, Иннокентий Смоктуновский, Вячеслав Невинный, Юрий Богатырев, Всеволод Санаев, Александр Трофимов, Инна Чурикова, Лидия Федосеева-Шукшина и другие.

Швейцер на съемочной площадке отвечал за съемочный процесс, а его супруга Софья Милькина стала вторым режиссером, а также главным организатором съемочного процесса.

Актеры на две роли были определены сразу – Гоголя должен был сыграть Александр Трофимов, а Чичикова – Александр Калягин.

Трофимов считал предложенную ему роль настоящим подарком судьбы. Швейцер после телефонного звонка приехал к нему домой, попили чай, обсудили взгляды на «Мертвые души» и актер получил роль.

Снимали «Мертвые души» на двух локациях – в Суздале и в павильонах «Мосфильма». В Суздале группа жила в небольшой гостинице, актеры общались с местными жителями, которых режиссер снимал в массовке.

Александр Калягин рассказывал, что фильм стал успешен, потому что сошлись несколько факторов – опыт актеров, талантливый режиссер, и понимание, как нужно экранизировать Гоголя.

Швейцер обладал важным талантом, он открывал актеру интерпретацию замысла произведения и заставлял подчиненных влезать в шкуру персонажа.

Во время съемок актеры с подачи Швейцера читали книги и статьи о произведении, а то, что не было понятно, компенсировалось интуицией.

Иннокентий Смоктуновский на озвучивание приносил с собой мягкие домашние тапочки. Они нужны были актеру для того, чтобы не нарушить рабочий процесс в студии, где был слышен каждый шорох.

Юрию Богатыреву досталась роль Манилова, актер по совету Швейцера отошел от классического понимания образа. В книге это мечтательный и бездеятельный человек, а в фильме «Мертвые души» он представлен более активным, правда, только в мечтаниях.

Богатырев, которому роль Манилова подошла на 100%, вывел на первый план чисто маниловские черты, ставшие нарицательными.

Художник по костюмам Нелли Фомина несколько месяцев шила платья для фильма, уделяя внимание каждой детали. Получились оригинальные костюмы, а актрисы Чурикова и Федосеева гуляли в них не только на съемочной площадке, но и по улицам Суздаля и Москвы.

Оцените статью
Смоктуновский носил тапочки и читал статьи о Гоголе: лучшая экранизация «Мертвых душ»
Екатерина Стулова: «обнажаться перед камерой – часть моей профессии»