Начался фильм с литературы. Молодому режиссёру, работающему на Одесской киностудии, Суламбеку Мамилову попала в руки повесть писателя Юлия Файбышенко «Розовый куст», вышедшая в 1973 году.
Файбышенко специализировался на историко-героической тематике и много писал о послереволюционных годах.
По мотивам повести Суламбек Мамилов и сценарист Эдгар Смирнов написали сценарий, его приняла Одесская киностудия, а режиссёром фильма назначили Мамилова.
Персонажей в картине довольно много и Суламбек Мамилов сделал интересный ход, перемешав известных и не очень актёров.
Милиционеров сыграли молодые пока не слишком хорошо знакомые зриелям Виктор Жиганов, Николай Сектименко, Анатолий Скорякин, Евгений Стежко и Владимир Вихров, в будущем — один из главных мастеров дубляжа, подаривший уже в новом веке голос голливудским знаменитостями.
Начальник этой пятёрки стал Борис Невзоров, а старым криминалистом — Лев Дуров. Бандитов представили Борис Гусаков, Валентин Букин и Тимофей Спивак, а их пособника — Михаил Водяной.
Были в истории и две яркие дамы. Самостоятельную и резкую Викторию, дочь убитого в начале ленты дантиста, сыграла Елена Ивочкина,
а прелестную Таню, которую опрометчиво выгнали из розыска за неверные сведения в анкете, — Татьяна Друбич.
В небольшой роли ювелира, не согласившегося сотрудничать с бандой, снялся Зиновий Гердт.
По сюжету милиционеры расследуют убийство зубного врача и его супруги. Между коллегами нет полного взаимопонимания: милиционер Селезнёв не в меру рьяно ведёт допрос, нападая на дочь убитых и считая с буржуями нужна лишь строгость.
Милиционеры Ильин и Климов, напротив, добродушны и уверены, что огульно обвинять никого не следует.
Криминалист Потапыч, работающий фотографом ещё с царских времён, пытается привить служителями закона принципы миролюбия. Тем не менее в сложный момент коллеги всё-таки сплачиваются и находят бандитов.
Когда фильм вышел, на него сразу обрушились критики. И было за что.
Суламбек Мамилов хоть и собирался снять детективный фильм, в большей степени сосредоточился на психологии героев, пустив детективную линию на самотёк.
Но при этом и полноценно раскрыть каждого из героев у него не получилось. Возможно, это недоработка сценария, возможно, полутора часов для такого количества героев маловато.
Персонажи выглядят местами плоско и стереотипно, а уж тандем «плохой и хороший полицейский» (грубоватый Селезнёв и сдержанный начальник Клыч) — это заезженный штамп,
который в советском кино, наверное, впервые показали ещё в «Жестокости» четверть века назад, причём куда удачнее.
Режиссёр ввёл в повествование и кадры хроники, призванные усилить ощущение документальности, правдивости, историчности происходящего. Но и
этот приём киноведы сочли лишним, отметив, что тут хроника не добавляет атмосферы ретро ленте, а лишь подчёркивает аляповатистость «Особо опасных…» и неумелость авторов.
От себя могу сказать, что после прочитанных критических отзывов (а таковых подавляющее большинство) была готова к зрелищу удручающему.
На удивление «Особо опасные…» оказались не так уж возмутительно плохи, каковыми их представляют.
Безусловно, это не самый удачный фильм о милиции и не самый выдающийся о двадцатых годах. Но в нём есть некоторая прелесть, например, в молодых актёрах и их титулованных коллегах, которые даже при слабой драматургии играют хорошо.
А ещё тут весьма эффектно,, хоть и эпизодически, показан угар НЭПа в заведении с манящим названием «Экстаз». Один раз посмотреть ленту точно можно.
Почти параллельно с «Особо опасными…» вышла другая версия повести Файбышенко — телеспектакль «Ярость» (там, правда, в качестве литературной основы использовали не только «Розовый куст», но и повести «Осада» и «В медвежьем углу» всё того же Юлия Файбышенко).
По мнению киноведов и зрителей, этот вариант несравнимо лучше картины Суламбека Мамилова. А вы знакомы с «Яростью»? Сравнивали когда-нибудь телеспектакль и фильм?