«Нечистая». Одна из самых странных картин советского периода

В конце 80-х годов, перед самым распадом СССР, в советской живописи (да и не только в живописи), произошел кардинальный перелом. Темы, которые раньше были табуированными, вышли на первый план, а над произведениями искусства в духе соцреализма стали смеяться.

Многие художники, писатели, журналисты внезапно «переобулись», превратившись из рьяных ленинцев в не менее, а то и в более рьяных антикоммунистов.

В искусстве начал преобладать постмодернизм, «творцы» стремились не столько донести «хорошее, доброе, вечное», сколько эпатировать публику, вызвать скандал.

Вполне себе в этом ключе находилась и картина Рамиля Рахматуллина, о которой я хочу рассказать сегодня.

Рамиль Рахматуллин родился в 1958 году в Красноярском крае, но уже в 70-х года его семья вернулась на историческую родину родителей — в Татарстан.

В городе Нижнекамске Рамиль закончил художественную школу, начал участвовать в региональных выставках как автор пейзажей и жанровых полотен.

Некоторые произведения Рахматуллина были взяты на постоянную экспозицию краеведческими музеями Казани, Нижнекамска и Красноярска.

Специалисты высоко оценивали пейзажную живопись Рахматуллина, отличавшуюся своеобразной техникой, прекрасным владением кистью и вниманием к деталям.

Однако, в конце 80-х классические пейзажи не могли принести художнику известность. Вероятно, поэтому в 1987 году Рахматуллин написал картину под неофициальным названием «Нечистая» (сам автор дал ей еще более броское и скандальное название).

Картина отражала «домостроевское» понимание уклада жизни женщины, распространенное в татарском обществе того времени.

Сюжет картины очень прост. Скромная комнатка в обычной квартире-«хрущевке». Залитая утренним светом разобранная постель, на которой, уткнувшись головой в подушку, лежит молодая темноволосая женщина.

Похоже, что женщина горько плачет. Рядом с кроватью, на полу, лежат белоснежные туфельки и свадебное платье.

Посреди комнаты стоит стул с красной обивкой. На стуле тяжело сидит мужчина в костюме-двойке, с белым бантиком на лацкане пиджака. Очевидно, это жених.

Мужчина узнал нечто страшное о женщине, которую только что взял в жены. Это знание сокрушило его: бедняга буквально рухнул на стул, его плечи опущены, взгляд потерян, пальцы нервно перебирают свадебный венок, так похожий на мусульманские чётки.

Видно, что мужчина спешно собирался, желая как можно скорее покинуть комнату: волосы не причесаны, костюм наброшен впопыхах, не завязан галстук, не зашнурованы ботинки… Он хотел убежать, уйти отсюда, скрыться из этого помещения, где даже воздух пропитан пороком.

Но что-то заставило его остановиться. На лице несчастного отражается титаническая внутренняя борьба, которую в полной мере можно описать тремя словами: «Уйти или остаться?».

Сомнения гложут жениха (вернее, уже мужа). Утро, но город уже проснулся, ЗАГС открыт — и его заявление на развод вполне могут принять.

Свадебный венок в руках жжет пальцы, воспоминания о минувшем сжимают сердце… Что делать? Простить и жить дальше? Или бежать в ЗАГС?

Тяжелый выбор…

Вот эта поразительная картина:

Оцените статью
«Нечистая». Одна из самых странных картин советского периода
«Это конец. Дети останутся с мамой»: Алсу официально развелась с Яном Абрамовым